Люди, которые учатся на психолога-терапевта, часто вступают в гонку 🚀за бесконечным поиском новых терапевтических техник. Они постоянно ищут более эффективные и прогрессивные методы работы🧐, с жадностью наполняя свой портфель новыми инструментами, считая, что только так они станут эффективными специалистами и будут востребованы. Но в этой гонке часто забывают про себя, что является большим заблуждением.
Эффективность психотерапии зависит не от количества освоенных психотехник и степени их овладения. Важным условием успешности психотерапевтического процесса является не техника, а человек,👌 который эту технику применяет, сам специалист.
Именно личность психолога💥 — ключевой фактор эффективности.
Многочисленные исследования проводились с 60-х годов многими психологами, такими как Карвасарский, Глэддинг, Вайнер, Труакс ,и показали: 👉 среднетренированный психотерапевт (обладающий сравнительно небольшим набором техник работы), если обладает "позитивными личными чертами" — эмоциональной зрелостью, гибкостью, способностью осознавать и выражать собственные эмоции — гораздо более эффективен 💪 для клиента. Как раз такой специалист сможет достичь освобождения от симптомов и конструктивных изменений личности клиента.
В то же время психотерапевт, имеющий исчерпывающую подготовку, но при этом недостаток личностных качеств, покажет результаты не лучше😐, чем у «неэффективных» консультантов или «неэффективных» психотерапевтов.
Секрет успеха терапевтического процесса заключается в так называемой «терапевтической личности» психолога. Именно определенный набор личных качеств делает психотерапевта эффективным независимо от направления, в котором работает психолог, и количества используемых им техник работы:
1) позитивное отношение к клиенту
2) способность к эмпатии
3) альтруизм
4) устойчивость к неудачам и фрустрациям
5) умение вести себя естественно в коммуникациях без наглядной нарочитости
6) конгруэнтность
Таким образом, даже самый лучший тренинг и опыт не могут компенсировать отсутствие позитивных личностных качеств, без которых ни одна техника не может быть действительно продуктивной.
Вот такая вот история, где качества личности и уровень зрелости гораздо ценнее, чем знания. Но знания, конечно, тоже важны.