В течение учебного года дети должны прочесть по литературе ряд произведений: что-то читают обзорно, лишь отрывками, что-то очень подробно, что-то учат наизусть и размышляют о прочитанном в сочинениях.
В прошлом году Министерство просвещения пыталось утвердить новые ФГОСы, в которых список произведений был четко привязан к каждому классу. Это вызвало волну возмущения со стороны учителей, и разработку новых ФГОС пока приостановили, хотя Совет по ФГОС правки одобрил.
Пока неизвестно, когда решат вернуться к доработке новых ФГОС. Возможно, список из них выкинут, а может быть, и нет. Но в любом случае, полезно взглянуть, что считают традиционно нужным читать в 5 классе и в каком объеме.
Во-первых, фольклор. Это и сказки народов России и сказки народов мира. И малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки. Также мифы разных народов, обязательно мифы Древней Греции.
Мифы Древней Греции в пятом классе уже рекомендуется читать не в сокращении или в виде комиксов (в начальной школе еще можно), а в классическом пересказе Николая Альбертовича Куна. Например, издание с иллюстрациями Анны Власовой.
Есть и другие замечательные издания, которые помогут детям хорошо разобраться в биографиях и сюжетах.
— «Герои Эллады» в пересказе Веры Смирновой
— «Троянская война и ее герои» в пересказе Елены Тудоровской
— «Книга чудес» Натаниэля Готорна
Во-вторых, это басни. В 5-м классе продолжается знакомство с баснями Ивана Андреевича Крылова, а также с баснями авторов мировой литературы: Эзопа, Жана де Лафонтена.
В-третьих, Пушкин "наше всё". Обязателен в программе любого класса. В пятом это произведения А.С. Пушкина: стихотворения «Зимний вечер», «Зимнее утро»; «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Руслан и Людмила».
Из Михаила Юрьевича Лермонтова в пятом классе дети изучают «Бородино».
Николай Васильевич Гоголь представлен «Ночью перед Рождеством» (при желании можно прочесть весь сборник «Вечеров на хуторе близ Диканьки»).
Иван Сергеевич Тургенев в пятом классе представлен «Муму»; Лев Николаевич Толстой — «Кавказским пленником»; Николай Алексеевич Некрасов — стихотворениями о детях и фрагментами поэмы «Мороз, Красный нос».
Из А.П. Чехова рекомендованы любые юмористические рассказы (например, «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «Пересолил»).
Стихотворения о родной природе от поэтов второй половины XIX – ХХ в.: Ф.И. Тютчева, А.А.Фета, И.А. Бунина, А.А. Блока, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова.
Рассказы о природе от К.Г. Паустовского, Л.Андреева (например, «Кусака»). Из зарубежных авторов, пишущих о природе и животных, рекомендованы Э. Сетон-Томпсон, Джек Лондон, Феликс Зальтен.
Прозаические произведения на тему трудного детства и детства вообще представлены следующим кругом чтения: В.Г. Короленко «В дурном обществе», В.П. Катаев «Сын полка», А.П. Платонов «Никита», В.М. Шукшин «Дядя Ермолай», В.П. Астафьев «Васюткино озеро».
Из произведений приключенческого жанра обязательных рекомендаций нет, кроме «Приключений Тома Сойера» Марка Твена.
Наизусть в пятом классе дети в течение года должны выучить минимум 5 поэтических произведений.
Читайте также: ЧТО ДОЛЖЕН ПРОЧИТАТЬ ВСЯКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ УЧЕНИК 1-4 КЛАССОВ?
— Ольга Иванова