Вторая часть интервью Ивана Горшкова - художника, скульптора и соучередителя Воронежского центра современного искусства.
В какой момент у вас появились ассистенты?
У меня был этап в жизни, когда впереди обозначилась перспектива выставки в Московском музее современного искусства. Я ради этого снял свою мастерскую, понял, что объемы большие, и через знакомых я нашел человека, которому это было интересно. Это был студент, который тоже хочет быть художником, потом еще несколько ребят подтянулись. Мне важна заинтересованность, честность, хороший вкус, нежели практические навыки.
Помощники чем занимаются?
Сугубо производственными делами. Это молодые люди и каждый пришел за своим. Кому-то не важны деньги, и он пришел набить руку на сварке, кто-то живописью занимается. У меня мастерская производства. Мне просто захотелось разгрузить руки, а поскольку появились идеи и запросы, то такая помощь очень кстати. Один галерист сказал: «У хорошего художника работы много». Производственный путь, который я выбрал, позволяет быстро заканчивать проекты и начинать новые.
А вы свои проекты где-то храните или их сразу забирают под запрос?
Чаще всего забирают под запрос. Есть большие вещи и их нельзя делать и оставлять «на всякий случай». Сейчас, например, мы делаем скульптурный комплекс в Никола-Ленивце.
Никола-Ленивец покупает эту композицию и оставляет себе?
Скорее не покупает, а выделяет бюджет, определенный на то, чтобы я ее делал. Ну и чтобы я жил на что-то пока делают проект. И этот проект остается у них и становится частью парка.
Я про деньги не просто так спрашивала. Я смотрела лекции художников про современное искусство, и в комментариях дело доходило до прямых оскорблений. Были диалоги в стиле: «Мой трехлетний ребенок может также», а галеристы традиционно отвечают: «А твой трехлетний ребенок выставляется?»
Здесь вопрос надо по-другому ставить. Какую культурную ценность имеет произведение? Определить, что это искусство, может только профессиональное художественное сообщество, куда входят кураторы, галеристы, продюсеры, художники, коллекционеры. Это целая экосистема, которая работает друг с другом, и между которыми существует консенсус. В России споры не утихают на тему того, что такое современное искусство.
А как простому зрителю понять - перед ним шарлатан или хороший художник?
Я однажды услышал одну цитату. Это совет старшего художника младшему: «Делай так, чтобы интересно было смотреть». И я подумал, что этот совет относится к любому художнику, который работает с формами. Не важно, к академическому это или к современному.
То есть если я смогу убедить вас, что мое искусство хорошее, то оно реально хорошее? Можно сказать, что искусство на 80% состоит из пиара?
Пиаром занимаются пиарщики – это их работа. А художник должен заниматься искусством – это его работа. Поэтому здесь получается такой симбиоз.
Я стараюсь делать работу такой, чтобы она мне самому была интересна, чтобы в ней была проблематика, какой-то каламбур, какое-то столкновение культурных кодов. Искусство вообще призвано создавать новую ситуацию. То есть художник нашел какой-то новый поворот, и этим закончилось Средневековье и началась эпоха Возрождения. И все такие: «А что вообще произошло?». А произошло то, что наступило Новое время, и художник создает новую ситуацию, которой раньше не было.
Что если бы ваши картины были бы более интерьерными?
Они и так интерьерные по сути. Тут важен вопрос понимания того, что делаешь. Я, как художник, понимаю, что что-то может быть продано, а что-то нет, потому что сделано для не для продажи.
Если я делаю искусство, которое состоит из пеньков и манной каши, то я не жду, что кто-то у меня это купит. Я не произвожу все сугубо на продажу. Я художник, который работает над определенной проблематикой с определенными вещами. Я участвую музейных выставках, коммерческих, некоммерческих, квартирных и т.д. Это нужно для того, чтобы оставался чистый взгляд
Какие советы вы можете дать коллекционерам?
Для этого есть специальные консультанты. Количество художников в России довольно большое и разобраться, хорошо это или плохо — это сложно. Главная часть этой культуры - тусовка. Самая активная в Москве.
#современное искусство #выставка #картины #художник