Найти в Дзене
История и культура Евразии

Кубанское казачество во второй половине XIX века

Оглавление

Кубанское казачество было служивым казачеством, создававшимся именно как военная организация. А не как стихийное явление, уже позже обретшее правовые нормы. Это серьезно отличало его от старейших Донского, Уральского и Сибирского казачеств.

https://zen.yandex.ru/media/id/5c6178283f72e900ad7e0cc1/schitaiut-li-kubanskie-kazaki-sebia-ukraincami-kto-takie-kubanskie-kazaki-5e9ea499dd625f3a39c01929
https://zen.yandex.ru/media/id/5c6178283f72e900ad7e0cc1/schitaiut-li-kubanskie-kazaki-sebia-ukraincami-kto-takie-kubanskie-kazaki-5e9ea499dd625f3a39c01929

Послабления в службе для кубанских казаков начались только с середины XIX века. В 1867 году в Кубанском казачьем войске выборка на военную службу разрешена была по жеребьевке.

Поступившим на воинскую службу нижним чинам не разрешалось жениться, а офицерам не разрешалось заключать брак до 23 лет.

С 1869 года вся земля была выведена из ведения войскового круга и поделена на три категории: станичная, офицерско-чиновничья, войсковая.

Сделано это было с целью полноценного вливания казаков в русское общество:

В соответствии с законом, принятым 29 апреля 1868 г., правительство, стремясь уменьшить обособленность казаков и приблизить их положение к гражданскому, разрешило «русским подданным селиться на казачьих землях и приобретать в собственность дома и иные строения, на общем основании, не спрашивая согласия войскового начальства, ни станичного общества». Причем земля под строения оставалась собственностью войска, а приобретатель вносил ежегодную посаженную плату в станичные суммы. Приток пришлого, или как стали его называть на Кубани, иногороднего населения с 1870-х гг. становится массовым. В 1861 г. иногородних в Кубанской области числилось только 5243 при населении более 393 тыс., в 1869 г. их стало 25 тыс., в 1873 г. – 256 тыс. человек. К середине 1890-х гг. они составляли уже 37 % местного населения - Мельников Л.М. Иногородние в Кубанской области. Екатеринодар, 1900.
-2

Это вызывало недовольство казаков, которых в некоторых отделах войска становилось все меньше и они терялись в общей массе переселенцев.

В начале XX века иногородние преобладали уже во всех отделах. Если бы не запрет об ограниченном зачислении в войсковое положение, казаки просто напросто растворились бы среди иногородних, которых к концу XIX века переселилось на Кубань, Терек и Ставрополье более полутора миллионов человек.

Но конечно, "иногородние" принесли с собой более развитую культуру земледелия и промысла.

«Казаку некогда было заняться вплотную развитием тех или иных промыслов. Разработкой естественных богатств на своих степных просторах, торговлей, ремеслами он предоставлял возможность заниматься другим. Даже в коренном казачьем промысле – земледелии – можно было наблюдать некоторую отсталость по сравнению с более свободными в распоряжении своей хозяйственной энергией «иногородними» - Казачество. Мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества. Ростов н/Д, 1992.

Поэтому станичники, надеясь на то, что пришлые смогут наладить хозяйство перестали препятствовать им в переселении:

В январе 1912 г. «Голос казачества» писал: «Всесильные магарычи так отуманивали головы нашим общественным сборам, что они вопреки закона, готовы принимать в свою среду всех, кто только не посулит им хорошее угощение и для порядка – сотню-другую рублей на церковь или школу - Голос казачества. № 13. 1912.
https://news.rambler.ru/other/39837680-kubanskie-kazaki-smeyutsya-nad-telegram-druzhinami/
https://news.rambler.ru/other/39837680-kubanskie-kazaki-smeyutsya-nad-telegram-druzhinami/

Несмотря на определенную пользу этого явления, зачисление в ряды станичных сообществ случайных людей начало сильно размывать казачьи ряды. Поэтому в станицах наряду с самоуправлением начали действовать и общеимперские правовые положения для "крестьянского сословия".

Правовая культура кубанского казачества на тот момент включала обязательные станичные сборы (собрания):

Работой сбора руководил станичный атаман, избираемый самим сбором. Выборными были и все другие станичные должности, определенные законом, такие как церковный староста, смотритель хлебного магазина, писарь, полевые сторожа и др. На сборе происходило определение размеров суммы станичных расходов, распределение общественных поземельных довольствий на участки, назначение опекунов и попечителей и мн. др - монография М.Горбачева ВЛИЯНИЕ РЕФОРМ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ НА ПОЛОЖЕНИЕ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА ВО 2-Й ПОЛОВИНЕ ХIX В
Станичный атаман нес ответственность за сохранение порядка, спокойствия в пределах станицы, в этом отношении ему подчинялись все проживающие на этих землях жители. О преступлениях, совершенных лицами, военными или гражданскими, станичный атаман представлял отчет окружной полиции, а также – окружному или уездному начальнику - Положение об управлении в казачьих войсках // Кубанский Календарь (далее КК). Екатеринодар, 1898.

Активно действовали станичное правление во главе со станичным атаманом, также станичный суд.

Но даже это самоуправление уже не спасало от проникновения в казачью среду иногороднего элемента, который жил уже по общеимперским законам. В случае столкновений интересов пришлых и казаков все дела решались по общим установлениям. Поэтому к периоду Февральской революции 1917 года кубанское казачество пришло уже не как единое некогда войсковое товарищество по типу "народа-войска". В его среде уже не было прежнего единства, что стало причиной сильного расслоения казачьего сообщества и отказа от активного участия на какой-либо стороне в годы Гражданской войны 1918-1920 годов.