Существует легенда, что раз в несколько лет лемминги (это такие грызуны из семейства хомяков) совершают массовое самоубийство. В природе зафиксирован только один случай, когда 10 000 особей спрыгнуло со скалы последовав один за другим.
Парадокс вызывает то, что лемминги — это не стадное животное и совершать групповые поступки им не свойственно. Но что оказалось удивительнее, так это то, что люди тоже совершают групповые поступки. У психологов появился даже специальный термин — social proof.
Social proof или социальное давление — это психологическая реакция, когда человек не может определить подобающее поведение в сложных ситуациях и опирается на поведение окружающих его людей и подражает им.
Маркетологам эта психологическая реакция хорошо известна и она активно применяется в способах продвижения товаров и услуг. Были сделаны несложные выводы: людям нужны те товары, которые нужны другим людям.
Задумайтесь, когда вы видите какую-то книжную новинку с надписью крупными буквами «БЕСТСЕЛЛЕР» о чем вам это говорит? Правильно, это говорит вам только о том, что многие купили эту книгу (если предположить что надпись бестселлер настоящая, а не маркетинговая уловка). И все, никаких больше сведений о достоинстве книги. Но для нас это срабатывает как призыв к действию: если все это покупают, значит и мне это нужно. Не хочу быть аутсайдером, все читают, а чем я хуже? Так и работает social proof в маркетинге.
Очень часто, методы, применяемые маркетологами помогают нам сделать выбор. Дело в том, что когда человек приходит в магазин и собирается купить, допустим, джем, но при этом видит 60 наименований, то его это вгоняет в ступор. Он не знает что выбрать и предпочитает отказаться от покупки вовсе. И тут на помощь приходит надпись: «Наши потребители выбирают джем «Роман о ягодах». И вы уже не хотите тратить лишнюю энергию на выбор и сравнение и покупаете то, что рекомендуют. Наш мозг крайне ленив и одна из его основных задач – энергосбережение. Поэтому мы так сильно обращаем внимание на рекомендации от магазинов, лидеров мнений, наших друзей, знакомых из френдленты в социальных сетях.
Взгляните на свой бизнес. Используете ли вы social proof? Пересмотрите свои товарные позиции и сделайте помощь клиентам в выборе. И помните — всегда нужна затравка для покупки. Если у уличных музыкантов в шляпе не будут лежать деньги, вы никогда не положите туда своих купюр. Музыканты об этом хорошо знают, поэтому там всегда звенят монеты, чтобы вы могли убедиться, что другие люди уже положили туда деньги. А чем вы хуже?) И вы уже тянетесь за кошельком))
Кстати, если вы еще не подписались на мой канал, то знайте — многие, в том числе и ряд известных маркетологов уже сделали это! )