Одним летним, но пасмурным днём, раздался звонок телефона. Номер высвечивается незнакомый, но пиликает настойчиво - придётся взять. На другом конце провода (хотя какие могут быть провода у мобильников?) - нежный женский голос.
Представившись сотрудником Сбербанка Светланой и назвав меня по имени-отчеству, девушка объясняет, что звонит не просто так, а потому, что с моей карты зафиксирован перевод на три тысячи рублей некоему Коневсхрапову Ивану, но со странной геолокацией, в другой конец нашей необъятной России. Ну, я сразу отвечаю, что нет, это не я, заморозьте оплату.
Девушка услужливо сообщает, что транзакция, конечно же, приостановлена, и интересуется, а не списывали ли с моей карты последнее время денежные суммы? Может быть, небольшими частями? Я моментально захожу в личный кабинет Сбербанка, проверяю, все ли деньги на месте, и не достались ли они Ивану со странной фамилией. А денег там, между прочим, было не мало, около 2.5 миллионов (собирался брать квартиру в ипотеку).
Убедившись, что все нормально, и смахнув пот со лба, заодно проверяю историю платежей/переводов и спрашиваю, почему я не вижу этой последней, странной операции.
Светлана бойко отвечает, что замороженные транзакции не отображаются в личном кабинете клиента и доступны только сотрудникам отдела безопасности Сбербанка, с которыми, она меня сейчас и соединит.
После короткой паузы, в трубке слышится суровый мужской голос. Представившись сотрудником безопасности Павлом, мужчина горестно рассказывает, что мои конфиденциальные данные достались третьим лицам, злым злоумышленникам и прохиндеям без чести и совести.
А не говорил ли я кому-нибудь свой пароль? А номер карты? Может быть, номер договора? Получив на все эти вопросы три коротких и яростных ответа "Нет" Павел на секунду задумался, а потом сделал неожиданный вывод - это утечка информации со стороны сотрудников Сбербанка.
Немного опешив от неожиданности, я сначала даже не нахожу, что и сказать.
А Павел развивает мысль: около недели назад у Сбербанка уволилось несколько десятков человек, и начали поступать жалобы от недовольных клиентов, что с их счетов пытаются списать деньги, фиксируются подозрительные транзакции, попытки входа в личный кабинет и тому подобное.
Для внутреннего расследования были подключены сотрудники безопасности, и теперь за каждым клиентом, у которого проявляются подобные странности, закрепляется личный ангел-хранитель из числа безопасников. На мою долю достался он, Павел, и сейчас он мне расскажет, что нужно сделать, чтобы сберечь свои кровные.
Переварив эту информацию, я деликатно спрашиваю, а как мне можно быть уверенным, что вы, Павел, тот, за кого себя выдаёте, а не мошенник? Обидевшийся голос в телефоне сухо просит меня проверить СМС, сейчас с номера 900 (номер Сбербанка) придёт какое-то подтверждение. И действительно, с заветного номера приходит СМСка вида: "Для подтверждения операции введите код такой-то".
Пока я лихорадочно соображаю, достаточно ли этого для того, чтобы считать Павла сотрудником безопасности Сбербанка и что за операцию мне предлагают подтвердить, на меня сыпятся инструкции, что мне нужно сделать для защиты своих сбережений.
Прервав этот словесный поток, я спрашиваю, что это за код такой и неужели он меня попросит сейчас его ввести/назвать (ну, думаю, если так, всё с тобой ясно, мошенник, сотрудники Сбербанка никогда не просят ничего подобного). Но Павел отвечает, что называть его не нужно, это код подтверждения создания моего нового счёта, который скоро появится у меня в личном кабинете, и именно на него нужно перевести деньги. И начинает снова втолковывать, что мне необходимо сделать.
С его слов, я должен был пойти в ближайшее отделение Сбербанка и снять деньги со своего счёта. После этого, поехать в другое отделение Сбербанка и положить эти деньги на новый счёт, который мне вот-вот заведут на эксклюзивных льготных условиях, с повышенными процентными выплатами и так далее.
И тут, уже стоя в прихожей в ботинках и тупо глядя на своё отражение в зеркале, до меня начало что-то доходить.
Я: А зачем мне снимать в одном отделе и класть в другом?
Павел: Это стандартная процедура, при разглашении конфиденциальных данных клиента сотрудниками самого банка.
Я: На вашем официальном сайте где-то есть объявление о творящемся беспределе?
Павел: Да, конечно есть.
Я: Я сейчас на сайте, скажите, где именно.
Немного поводив меня по новостям страхования жизни и снижения ипотеки, Павел признался, что эту новость закрыли. Во избежание ненужного шума. Ясно, поехали дальше.
Я: Я сам заведу новый счёт в отделе сбербанка, на который положу снятые деньги?
Павел: Нет, мы не можем быть стопроцентно уверенным, что это не мошенник.
Я: (В шоке от того, какой я оказывается Любитель_Особых_Хороводов , и чуть не попался). Откуда же я возьму этот счёт?
Павел: Я вам его уже почти завёл, он у вас будет отображаться в личном кабинете. Реквизиты я пришлю. По ватсапу.
Я: По ватсапу вы мне пришлёте реквизиты счёта, на которые я должен буду кинуть свои деньги?
Павел: (Тоже что-то понимая). Ну да.
Я: Ах ты %*#$#%#. Всего доброго, до свидания.
После этого я сразу же позвонил в Сбербанк по номеру 900, покаялся, что чуть не попался мошенникам, и со страха, хуже не будет, заблокировал карту и заказал перевыпуск. А заодно урезал себе ежедневные лимиты по переводу/снятию денег, поменял пароль и поставил подтверждение любой операции через звонок в Сбербанк. Вообщем, наказал себя по полной программе.
Проанализировав весь разговор и своё постыдное поведение, я попытался выделить некоторые ключевые моменты:
- Ко мне обратились по имени-отчеству. Это сразу настраивает на серьезное отношение к звонившему, хотя узнать ФИО абонента сейчас не составляет никакого труда даже для школьника.
- На заднем фоне слышался гул голосов. Как в call-центре Сбербанка. Это тоже подсознательно повысило градус доверия.
- С номера 900 действительно пришла какая-то, пусть и непонятная, СМСка. Но это (ВНИМАНИЕ!) совсем не гарант того, что звонивший - сотрудник Сбербанка.
- У меня не спрашивали номер карты, договора, никакой личной информации. Ничего не просили ввести, пройти по ссылке, позвонить на какой-нибудь номер. Это самое зачётное поведение для мошенника.
- Все операции предлагали сделать через отделения Сбербанка. Вроде, всё официально - и это успокаивало.
Ну, а под конец, Павел (или кто он там), конечно, чуть-чуть лопухнулся. Реквизиты по ватсапу - это, конечно, верх наивности. В его оправдание могу сказать, что, наверное, он просто устал от моих бесконечных вопросов (мы с ним общались, наверное, около часа), и слегка расслабился.
И, то ли мошенники стали более опытными, то ли я не такой уж и прожженный и суровый держатель банковских карт, каким хочу себя видеть, но осознание того, что, пусть и на короткое время, я поверил в происходящее - было серьёзным щелчком по самолюбию.
Надеюсь, что вы никогда не попадёте в подобную ситуацию, но, предупреждён - значит вооружён. Учитесь на чужих ошибках, и старайтесь не делать своих, надеюсь, Вам было полезно прочитать мою историю. До новых встреч!