Чтобы ответить, останется или исчезнет податное налогообложение в России в долгосрочной перспективе, в первую очередь нужно понять, почему оно существует.
Что такое податное налогообложение?
Система податного налогообложения включает в себя постоянные денежные потоки, по многочисленным капиллярам поднимающиеся по иерархии государственных служащих, параллельно регулярному налогообложению. Таким образом, государство даёт своим работникам неявное разрешение жить за счёт «административной ренты», которая является частью их вознаграждения.
Иван, который держит небольшой бизнес, даёт оперуполномоченному полиции Петру 100 долларов в месяц — это коричневый конверт. Петр даёт своему полицейскому боссу Александру 20 долларов из них. Александр даёт руководителю регионального МВД Максиму 10 долларов из них. Максим посылает своему шефу в Москве Олегу 5 таких долларов. Олег посылает 3 доллара из них кому-то ещё, кто может помочь ему, если у него вдруг возникнут какие-то проблемы на работе.
От всех этих людей полностью зависит, хотят ли они платить, как часто, кому и сколько. Суть в том, чтобы доказать человеку, стоящему выше по цепочке, что ему лучше оставить именно вас на своём посту, а не выбирать кого-то другого на следующей аттестации. Они также могут отправлять деньги одновременно через другие параллельные цепочки податного налогообложения, если их жизнь зависит от чьей-то поддержки.
Эта схема объясняет, почему западные нормы прибыли кажутся российским предпринимателям такими смехотворными. Маржа меньше 5% просто не может поддерживать этот податный налог. «Никто не отрывает свою задницу в России менее чем за 30%».
Это коррупция? Лишь отчасти. Это не взятка как таковая. Это не зависит от какой-либо конкретной услуги (такие услуги часто требуют отдельных дополнительных платежей). Это скорее дивиденды заинтересованных сторон: «мой дом — твой дом».
Податное налогообложение — мощный инструмент контроля бюрократии сверху донизу. Неэффективные или нелояльные участники быстро теряют доступ к этой ренте. Она также препятствует местному сепаратизму и независимому гражданскому обществу, поскольку распределение богатств и ресурсов сосредоточено вокруг аппарата государственного управления.
Почему это сохраняется в России?
Это отличительный колониальный характер российской экономики.
Еще со времён варягов главным источником богатства для людей, находящихся у власти, было не налогообложение доходов подданных, а доступ к ценным природным ресурсам, а также снятие сливок с транзитной торговли. Вплоть до XVIII века русское государство жило за счет торговли рабами, мехами, мёдом и некоторыми другими колониальными товарами. Точно так же, как сейчас она процветает на экспорте нефти, газа, рыбы и древесины.
В такой экономике местное население является лишь резервом пополнения для войск, которые охраняют периметр и завоёвывают новые перспективные территории. Местные жители также обеспечивают рабочую силу для добычи колониальных ресурсов. Что же касается натурального хозяйства самих аборигенов, то оно слишком низкодоходно, чтобы представлять интерес для правителей.
Что нужно, чтобы избавиться от податного налогообложения?
Во время правления Екатерины Великой были завоёваны обширные плодородные территории на Украине и юге России, а также вдоль Волги. Там началось крупное коммерческое зерновое хозяйство. В XIX веке, наряду с индустриализацией, это создало такой тип экономики, где всё больше и больше государственных доходов создавалось трудом подданных, а не просто от продажи добытых природных ресурсов.
Эта новая модель создала тот же политический эффект, что и в Европе и Америке. Появился средний класс. Торговое сословие начало приобретать влияние. Элементы местного самоуправления были введены при царе Александре II, а царь Николай II разрешил первый российский парламент в 1905 году.
Обычно такое развитие событий приводит к демократической ротации элит и подотчётности тех, кто находится у власти. Податное налогообложение отмирает, поскольку налогоплательщики претендуют на политический контроль над бюрократией. Однако средний класс В России был уничтожен после революции 1917 года.
Как система пережила коммунистическое правление?
Обычно податное налогообложение требует частной собственности. Избыток богатства необходим для того, чтобы постоянный поток денег хлынул в частные карманы бюрократов. Обнищавшие советские граждане могли позволить себе в лучшем случае только разовые взятки.
Потребовалось несколько десятилетий, чтобы уровень жизни поднялся достаточно, чтобы что-то восстановить. Товарно-торговые сообщества в Закавказье (фрукты, «вещества» и цветы) и Центральной Азии (хлопок и «вещества») были первопроходцами этого процесса, а затем он перешёл на многие другие сегменты государственной бюрократии, прежде всего на распределение продовольствия и потребительских товаров.
Почему податное налогообложение вернулось в современной России?
Триумф олигархического капитализма при Ельцине и особенно при Путине привел к возрождению податного налогообложения. Впечатляющий рост мировых цен на сырьевые товары в сочетании с относительной бедностью большинства россиян воссоздали старую модель.
Установив единый подоходный налог в размере 13%, путинская бюрократия объявила себя независимой и безотчётной перед массой налогоплательщиков. Её богатство и выживание зависят от объёма и цен колониальных товаров, прежде всего газа и нефти. Отсюда и акцент на обороне, полиции и трубопроводах, железных дорогах и таможенных службах как столпах добывающей экономики.
Независимость государственных служащих от налогоплательщиков ведёт к увековечиванию безответственности правителей перед народом. До тех пор, пока он остается таковым, податное налогообложение будет сохраняться в качестве предпочтительного инструмента государственного управления. Эта система неидеологична, проста, сплочённа и прекрасно вписывается в существующую систему олигархических кланов. Именно этим объясняется «мягкий» взгляд Путина на всю проблему коррупции в стране: он видит в ней мощный инструмент политического контроля.
Исчезнет ли эта система?
В течение ближайшего будущего — нет. Дело не в Путине. Чтобы избавиться от этого, Россия нуждается в сильном, политически активном среднем классе, который может обеспечить подотчётность правителей и, следовательно, бюрократии.
Сейчас гражданское общество существует только в виде крошечных очагов в крупных городах и в лучшем случае может реально рассчитывать на поддержку 15-20% населения. Стране нужно, по крайней мере, ещё одно поколение мира и стабильности, прежде чем нация станет достаточно сильной, чтобы взять под контроль своё собственное государство.
Незначительность малого и среднего бизнеса в России обусловлена доминированием крупных предприятий, сосредоточенных вокруг добывающего сектора, а также государственных предприятий в инфраструктурном и военном секторах.
По материалам публикации (англ.).