Найти тему
OLLY IT

МАРКИРОВКА ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ - PART 3

С 1 июля 2020 года маркировка табачной продукции стала обязательной для всей товаропроводящей цепи.

Маркировка табачной продукции

Основная причина внедрения маркировки: борьба с контрафактной и некачественной продукцией на прилавках российских магазинов, повышение собираемости налога, а также оптимизация учета товаров.
Что из себя представляет
маркировка – это нанесение специализированного кода (совокупность кода проверки и кода идентификации) на упаковку. В частности, это двухмерный код Data Matrix, который после нанесения считывается 2D-сканером. В качестве аналога системы можно привести, которая уже несколько лет успешно работает на российском рынке алкоголя.

Коды для табачных изделий выпускаются Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ). Он же является и разработчиком, и оператором информационной системы мониторинга оборота табачной продукции (ИС МОТП).

1) Производители

Табачный завод запрашивает коды маркировки у ЦРПТ. После получения кодов, наносит их на упаковку. С этого момента товар находится на балансе производителя. При этом в товарно-транспортных накладных и универсальных передаточных документах указывается код, которым был промаркирован товар.

2) Дистрибьютор

Оптовый покупатель или дистрибьютор посредством системы электронного документооборота (ЭДО) получает от производителя электронную накладную УПД. В ней указаны все маркировочные коды товара. После проверки кодов, дистрибьютор принимает товар и УПД.

-2

3) Ритейл

Дистрибьютор поставляет блоки сигарет в розничные магазины. Магазин со своей стороны может проверить товар несколькими способами:
- доверительной проверкой, т.е. без сканирования пачек
- выборочной проверкой – она схожа с доверительной, производится сканирование нескольких пачек из блоков.
- полная проверка – в этом случае все пачки без исключения сканируются при приемке товара.
На 2 и 3 этапе передачи табачной продукции, в ИС МОТП передается информация о передаче права собственности на товары от производителя дистрибьютору, и от дистрибьютора розничному магазину соответственно.

4) Конечный потребитель

Покупатель приобретает в магазине пачку сигарет, продавец сканирует штрихкод и данные о продаже отправляются в ИС МОТП. С этого момента пачка списывается с баланса магазина. При этом покупатель может самостоятельно проверить товар на легальность. Достаточно отсканировать код, указанный на упаковке. В случае сомнений в качестве или легальности товара, он может в том же приложении подать жалобу в ИС, после чего будет произведена проверка всей цепочки поставки этой пачки.

-3

Таким образом, внедрение системы маркирования табачной продукции приведет к изменениям и в бизнес-процессах в цепочке поставщиков: в приемке, хранении и продаже. Участникам рынка табачной продукции необходимо подготовиться к работе с ЭДО, узнать, как принимать товар и отказываться от приемки немаркированного товара, провести обучение по работе с маркировкой. Отдельно встает вопрос об оптимизации хранения – маркированный товар будет более правильно хранить отдельно от немаркированного. Наконец для непосредственного сканирования маркировки необходимы 2D-сканеры.

Автор статьи - Виталий Колпаков

Специалист "Департамента интеграции" компании "ОЛЛИ ИТ", г. Санкт - Петербург.