- Одновременно и очень хорошая проза, и – особенно ярко это заметно в финале – влажная мужская фантазия про хорошую женщину, которая всю жизнь любит глупца. (А еще это художественное изложение создания советского пенициллина). После всех средних книг и плохих переводов, которые я читала только в последнее время, - ну что делать, люблю! – отдельные страницы Каверина представляют собой чистую, незамутненную радость чтения. Что было для меня неожиданно, потому что с советской классикой я много чаще сходилась, как мазохист: плакала, кололась и только в последние годы научилась бросать читать.
- Тест Бехдель пройдет.
- Моя оценка 8,5 из 10.
Одновременно и очень хорошая проза, и – особенно ярко это заметно в финале – влажная мужская фантазия про хорошую женщину, которая всю жизнь любит глупца. (А еще это художественное изложение создания советского пенициллина). После всех средних книг и плохих переводов, которые я читала только в последнее время, - ну что делать, люблю! – отдельные страницы Каверина представляют собой чистую, незамутненную радость чтения. Что было для меня неожиданно, потому что с советской классикой я много чаще сходилась, как мазохист: плакала, кололась и только в последние годы научилась бросать читать.
Тест Бехдель пройдет.
Моя оценка 8,5 из 10.
Что там происходит. Главная героиня – девочка (потом девушка и женщина соответственно). Дело происходит еще до Великой Октябрьской, девочка бежит домой из трактира, где тяжело работает, и внезапно получает пулю в грудь, потому что гимназисты на поле как раз решили стреляться. Так дочка бедной портнихи попадает в сравнительно благополучный дом: тот самый гимназист, который случайно попал в нее, повел себя далее как приличный человек, притащил раненую девочку домой, организовал лечение и даже дежурил возле ее кровати. В процессе выздоровления девочка знакомится со всеми членами семьи, в том числе со старичком-дядей, который бесплатно лечит бедняков и свято верует в целебные свойства плесени… И хотя подросшая девочка мечтает стать актрисой, именно это общение накладывает отпечаток на всю ее дальнейшую жизнь.
Минусы. Интересно, что про бытие нищей девчонки из маленького городка читать светлее, интереснее и радостнее, чем про жизнь взрослой благополучной женщины, заслуженной исследовательницы, жены и матери. В отдельных местах – но это понятно, - от советского пафоса уши закладывает.
Финал меня изумил. Во-первых, непонятно, зачем писатель похоронил свою героиню на много лет раньше, чем та, с которой он ее писал. Во-вторых, в финале он перестает намекать и (простите - спойлер!) открытым текстом рассказывает нам, что героиня всю жизнь любила старшего брата своего мужа. В этот момент становится как-то даже неловко за автора. Почему во всех отношениях, по всем меркам успешная женщина, максимально состоявшаяся в профессиональном плане, прошедшая огромный путь от безграмотной девчонки до ученого, - почему она должна была почти 50 лет подряд страдать по определенным штанам? Как это вообще возможно? Первую свою юношескую любовь даже обычному человеку уже лет через 15 вспоминать как-то неловко, не то что через несколько десятилетий. Единственное объяснение (кроме любимой в таких случаях версии - так захотелось левой задней ноге автора вне всякой логики) - в литературе этого периода, возможно, было так принято. Все гладко быть не может, и чтобы читатель как-то посильнее проникся, надо герою организовать невзаимную любовь.
Плюсы. Но в других местах кажется, что это необыкновенно смелая, по тем временам, книга. Мне казалось, что в литературе этого периода и упоминать-то нельзя про аресты, чтобы не запятнать советскую власть, не дай-то богинюшка. (Но известно, что роман резко критиковали, как чуждое социалистическому реализму произведение).
Плюс балл за то, что в центре книги – женщина-ученая!
Исключительно интересно читать про быт и подмечать разные детали. Автор решил не обходить стороной процесс родов, хотя и описывает его без каких-либо подробностей. Среднестатический школьник из этого описания смог бы почерпнуть только не слишком вдохновляющую информацию о том, что роды — это больно и долго. А вот менструация для автора уже слишком – во всяком случае, героиня нигде никак не сообщает о трудностях, с которыми, конечно же, должна была постоянно сталкиваться.
В глаза не бросается, но в разных временных периодах очевидно, какую огромную роль в организации быта играло старшее поколение: сначала это мать мужа героини, - она и повар, и нянька для ребенка, да и уборщица и прачка, скорее всего. Когда во время войны свекровь с мальчиком уезжают пережить тяжелое время в провинции, появляется отец героини, человечек мелкий и бессмысленный, но он, тем не менее, тоже берет на себя по возможности и добычу еды, и приготовление.
Замечательно то, что прототипом героини является настоящая женщина. Звали ее Зинаида Ермольева и многие этапы ее жизни совпадают с «Открытой книгой»: как и героиня романа Татьяна Власенкова, Ермольева занималась вакцинацией солдат в Сталинграде, разрабатывала антибиотик крустозин, открыла светящийся холероподобный вибрион.
Еще про выдающихся женщин:
Патрисия Данкер, «Джеймс Миранда Барри» - современная проза, исторический роман.
Сиссель-Йо Газан, «Перо динозавра» - детектив.
Энн Пэтчетт, «На пороге чудес» («Предчувствие чуда»)- современная проза.
Элизабет Гилберт, «Происхождение всех вещей» - зарубежная литература.
Павел Басинский, «Посмотрите на меня» - биографии и мемуары.
Анджела Галлоп, «Когда собаки не лают» - криминалистика.
Елена Ржевская, «Берлин, май 1945. Записки военного переводчика» - книги о войне, историческая литература.