Вначале 70-х Павел Сухой предложил Архипу Люльки, совместно создать самолет на основе, просчитанной в ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института), идеально аэродинамической схемы.
Этот проект позволял реализовать давнюю мечту Архипа Люльки, построить турбореактивный двухконтурный двигатель, запатентованный еще в 41-ом году.
Уже на стадии проекта двигателя АЛ-31 возникли, казалось бы непреодолимые трудности, так как температуру в турбине, современные существующие материалы не могли выдержать.
Тогда Архип Михайлович выдвинул идею создания полой турбинной лопатки. Потоки газов внутри лопатки должны были охладить металл, а сетчатая конструкция, придавала бы необходимую легкость и прочность.
Принятие этой идеи означало, что двигатель придётся проектировать практически заново, нарушая установленные планы и сроки. Но в 74-ом году не стало Павла Сухого.
Создание будущего истребителя Су-27 продолжил Михаил Симонов. В процессе работы над новым двигателем силы Архипа Михайловича стали так же иссекать.
Не врачи, не сам Люлька, не знали о страшной болезни - раке легких. И самое главное - увидеть свой двигатель на доведенной новой машине Су-27, ему так и не довелось. В 84-ом году его не стало. И его давнюю мечту реализовал его приемник Виктор Михайлович Чепкин.
Но эта история началась еще в конце 30-х годов, когда Архип Люлька выдвинул новаторскую идею, что для боевых самолетов необходим принципиально другой двигатель.
Ученый совет Харьковского авиационного института невысоко оценил этот проект, и вызвал сомнение не только у руководства, но и у многих маститых конструкторов и теоретиков того времени.
Тогда Люлька поехал в Москву к начальнику главного управления промышленности, и прождал встречи в приемной 13 дней. Добившись аудиенции, пообещал, что его двигатель, к разработке которого он планировал приступить, разовьет вдвое большую скорость, чем поршневые моторы. И проект был утвержден.
Переехав в Ленинград на Кировский машиностроительный завод, со своей группой энтузиастов, Люлька приступил к разработке принципиально нового двигателя под обозначением ТР-1.
Исследуя процесс горения в двигателе, молодой конструктор пришел к выводу, что можно поднять КПД, направив дополнительно поток воздуха за камеру сгорания, и патент на изобретение двухконтурного турбореактивного двигателя ТРД был выдан ему в марте 41-го года.
Когда по двигателю Р-1 была выполнена основная часть работы, бои уже шли в пригородах Ленинграда, проект решено было закрыть. Всю документацию и опытный образец двигателя Люльки пришлось закапывать под бомбежкой на территории завода. Во время проведения этой работы, тяжелая бомба упала рядом с Архипом Люлькой, но ему повезло – она не взорвалась.
После чего Архипа Михайловича направили в Челябинск, где ему было выдано задание на доводку системы охлаждения для двигателей танков. Из воспоминаний конструктора казалось, что мечту о реактивных самолетах ему придется оставить на долгие годы. Он писал во все инстанции, в том числе и Сталину, доказывая необходимость разработки турбореактивных самолётов.
И в конце 42-го года пришел долгожданный приказ, о возобновлении всех работ, но уже не было ни чертежей, ни самого двигателя. Люлька решается вылететь в блокадный Ленинград, что бы вывезти закопанный на территории Кировского завода двигатель и документацию.
Когда самолет пересек линию фронта, появились Мессеры. Очередью прошило крыло Дугласа, на котором они летели. И ему опять повезло, так как наши истребители подоспели вовремя.
На Кировском заводе саперы обезвредили неразорвавшуюся бомбу. Откапывать двигатель и чертежи в мерзлой земле пришлось с помощью рабочих, которые были так истощены, что не могли поднять лопаты, и Архип Михайлович отдал им весь свой командировочный паек.
Чтобы не рисковать единственным экземпляром двигателя, было решено переправить его на большую землю, по дороге жизни, где ледовый путь постоянно обстреливался. Но на полпути машина с двигателем попала в полынью. И только благодаря невероятному стремлению и энтузиазму единомышленников, грузовик всё-таки удалось вытащить.
Двигатель доставили, собрали, но оказалось, что он требует серьезной доводки, множество стендовых и летных испытаний, так как это была чрезвычайно сложная механическая система.
После долгих неудач и аварийных ситуаций в результате стендовых и летных испытаний в КБ Люльки зачастили комиссии с проверками. Они изымали проектную документацию и рабочие чертежи. Вскоре другие КБ рапортовали об успехах, достигнутых за счет разработок КБ Люльки, над которым нависла угроза закрытия.
Но Люлька сплотил коллектив и выяснил все причины неполадок двигателя. Оказалось то, что новый двигатель АЛ-5 был настолько мощным, что устаревшая конструкция самолетов, созданных по устаревшим аэродинамическим схемам, просто не выдерживала такой нагрузки.
Понимая, что следующая неудача может оказаться фатальной для его КБ, Архип Михайлович пошел на риск, закладывая первого в советском союзе сверхзвукового двигателя.
Задача преодоления скорости звука выявила новую проблему. На сверхзвуковых скоростях процесс горения прекращался.
Однако выход был скоро найден. И это было направление потока воздуха в обратную сторону при входе в камеру сгорания. При этом скорость потока падала, обеспечивая устойчивое горение, а при сгорании вновь увеличивалась до сверхзвуковой.
Новый двигатель, получивший индекс АЛ-7 установили на самолеты, вновь открывшегося КБ Сухого, истребитель бомбардировщик Су-7 и перехватчик Су-9. Самолеты уже пошли в серию, но тут последовала череда загадочных происшествий.
Причину на сверхзвуковых самолетах конца 50-х годов выяснили быстро. Дело было в том, что на сверхзвуковых скоростях отрывались лопатки компрессора, в результате так называемого эффекта автоколебания.
Что бы преодолеть автоколебание, потребовалось новая конструкция лопаток и корпуса двигателя. И тогда Люлька, вопреки всем правилам, изменил контур двигателя. Новый вариант двигателя АЛ-7Ф-1 по надежности оказался одним из лучших в мире. Его устанавливали на многие модели самолетов.
Перехватчики Су-9 на протяжении трех десятков лет были основой ПВО СССР, а Су-7 успешно воевали в нескольких десятках военных конфликтов. Этот двигатель, установленный на самолеты, до сих пор служит во многих странах мира.
Не забывайте ставить палец вверх, подписываться на мой канал и обязательно оставлять комментарии.
Впоследствии всё вышеизложенные действия очень помогут мне в продвижении моего канала. ЖМИ ПОДПИСАТЬСЯ