Найти тему

Випасана или саматхи в буддистском монастыре

Медитация по-тайски - "tum samathy - там саматхи", випасана в переводе с языка пали означает "видеть всё как оно есть на самом деле", то есть определённый уровень просветлённости. Любителям буддизма и искателям истины я рекомендую к статьям в википедии относится творчески. Самати в буддизме тхеравада рассматривается, как комплекс работы над сознанием для достижения высших уровней просветления. Так что те ретриты, которые практикуют сами тайцы, да и ретриты для иностранцев правильнее было бы называть Самадхи. Тайские послушники и монахи именно так их и называют.

Аютхайя
Аютхайя

Випасана - более широкое понятие. И основа его не только медитация, но и понимание принципов буддизма, Учения о Четырёх благородных истинах и Благородном восьмеричном пути. Лекций по буддизму множество, я не буду вдаваться в миссионерскую деятельность. Но для меня, именно анапанасати и чаткама стали возможностью понять своё тело, свои чувства, а это путь к управлению умом. Основы буддизма строятся на истинах о страдании и его преодолении, само преодоление лежит в контроле за чувствами, контроле желаний, освобождении от их излишеств – от страстей. Привязанность к миру, к страданиям – это привязанности ума Читта. Как мы не можем напрямую управлять своими физическими органами, только через дыхание. Так мы не можем напрямую управлять своим умом, мыслями Читта, но можем через контроль желаний Ведана.

В мой первый ретрит, это стало для меня откровением, хотя об этом слышал и читал. Но практика! Практикуя, убеждаешься в верности этих техник. Наверное, мне повезло с тем ретритом. На нём не только учили медитации, но и давали понимание основ Учения. И, как говорил Будда, есть возможность всё это проверить на себе. Самым большим препятствием для европейца остаётся понимание (или непонимание) буддистского мироустройства в философском смысле. Жизнь – это страдание? Да не может быть! – так думает европеец, но верит в реинкарнацию и прочие вещи. Так это легко проверяется на практике. Привязанность нас к миру происходит от привязанности к нашим желаниям, к вещам, которые мы желаем, к чувствам, которые мы хотим испытывать.

ночь
ночь

Философские основы говорят – у любой вещи или явления есть четыре свойства. Я усвоил для себя два главных свойства – безличностность и неудовлетворительность. То есть, любая вещь ничья, и любая вещь не может удовлетворить нас. Ещё два свойства говорят о временности и о том, что так устроен весь мир. Поняв это, мы становимся свободными от привязанностей к вещам или явлениям. И. что интересно, мы уже не испытываем привязанностей положительных, но мы и не испытываем привязанностей отрицательных, страха. Здорово? Мне понравилось.

Ну а ретрит даёт возможность всё это проверить на себе, на практике. И контроль за дыханием Анапасати, и шаги чаткама. Скудная пища и краткий сон, обязательные работы по хозяйству монастыря и походы в любую погоду за подношениями, не возможность смотреть телевизор и общаться в мессенджерах.

Вернулись мы сегодня мокрые после утреннего дождя, потому что не взяли зонт, который чаще используется от солнца. Да и монастырь был неподалеку. Высушиться – тоже проблема, но всё это временно, а потому начинает радовать, как ни странно…Если вдруг захотелось помочь мне с рисом, то можно здесь.

Как хорошо пахнет свежесваренный рис! Просто какая-то жизненная субстанция!! Не зря изначально в китайском языке термин ЦИ означал пар поднимающийся над чашкой риса.