Найти тему

Угольный сектор

Оглавление

Сегодняшнюю статью я начну с цитаты Владимира Путина от 30 августа:

Сегодня угольная отрасль динамично развивается, вносит свой вклад в обеспечение энергетической безопасности страны, в устойчивую, бесперебойную работу промышленных предприятий, является гарантом экономической и социальной стабильности российских регионов.

Ну что ж, разберёмся сегодня с угольной отраслью: что ждёт цены на уголь, можно ли рассматривать угольные компании долгосрочным инвесторам.

2020 год оказался не простым для всех стран и компаний, коронавирус заставил правительства многих государств запустить процесс самоизоляций по странам, что привело к остановке производства и промышленности. Из-за этого цены обвалились почти на всё, в том числе и на уголь. Рассмотрим это подробнее.

Из-за коронавируса добыча угля в Китае сократилась в январе и феврале на 6,3% г./г. Потом в марте она практически восстановилась, составив 340 млн т, что на 9,6% больше по сравнению с мартом 2019 г. Таким образом, за I квартал 2020 г. добыча угля в стране сократилась всего на 0,5% г./г. Общий объем производства электроэнергии в I квартале упал на 6,8% г./г. Эксперты Китайской ассоциации экономических исследований (CCERA) оценили потребление угля в Китае в I квартале на 60 млн т меньше, чем годом ранее. Спрос на уголь только в энергетическом секторе сократился почти на 50 млн т. А меньший спрос-меньшие цены, что логично.

В апреле китайские внутренние цены на энергетический уголь начали резко снижаться, потянув за собой мировые котировки. В свою очередь, 20 апреля крупные китайские угледобытчики China Energy Investment, China Coal, Datong и Yitai установили минимальную цену на местный уголь, чтобы остановить агрессивное и конкурентное снижение цен, которое происходило с начала апреля. Ассоциация угольной промышленности Китая (CCTD) также призвала китайских производителей угля сократить добычу, чтобы поддержать внутренние цены и восстановить порядок на рынке. Кроме того, CCTD призвала к более строгому соблюдению ограничений в отношении импортируемого угля после того, как выяснилось, что апрельский импорт угля в страну вновь увеличился, до 30,95 млн т (+22% г./г., +11% мес./мес.).

В Индии I кв. прошел практически без негативного влияния пандемии, но 24 марта страна полностью закрылась, что, вероятно, приведет к снижению угольного потребления второй год подряд.

Таким образом, появились тревожные признаки для экспортеров угля (в том числе и для России) на азиатские рынки, поскольку основные покупатели - Китай и Индия – могут отдавать предпочтение внутренним поставкам против импортных. Но сюда же вставлю новость от 24 августа, что Индия планирует скупать большую часть российского коксующего угля и антрацит, который поставляется на экспорт. Это очень хорошая новость для России и, в частности, для угольных компаниях (какие это компании мы разберём чуть позже).

Что же касается остального мира, то ситуация кардинально изменилась в марте, когда Китай постепенно восстанавливался, а пандемия коронавируса распространилась за его пределами – в большинстве стран мира. Свою роль сыграли также цены на нефть: обвал нефтяных котировок потянул вниз за собой все энергетические рынки, например, газовые котировки опустились до 11-летних минимумов.

Но всё это было о прошлом, теперь поговорим немного о ближайшем будущем.

Коронавирус значительно сократит краткосрочную потребность в угле во всем мире. Наиболее слабым может оказаться II квартал 2020 г. Как раз на него приходится и период просадки спроса на электроэнергию между пиковыми сезонами (зима-лето). III квартал, принимая условия постепенного снятия ограничений в большинстве стран и реализации стимулирующих мер правительствами, может стать «переходным» в процессе восстановления показателей.

Сейчас хочу поместить тут мнение Международного энергетического агентства (МЭА), а далее напишу прогнозы по ценам угля на долгосрочную перспективу, то есть на более отдалённое будущее (10 лет).

-Пандемия Covid-19 представляет собой самый сильный шок для мировой энергетики со времени Второй мировой войны.
- Резкое снижение мировой экономической активности и мобильности в течение I кв. 2020 г. привело к снижению мирового спроса на энергию на 3,8% г./г. Если блокировки продолжатся в течение месяцев, а восстановление будет происходить медленно, спрос на энергию сократится на 6% в 2020 г., уничтожив последние пять лет роста. Такого снижения не было 70 лет. Если усилия по сдерживанию распространения вируса и перезапуску экономик окажутся более успешными, снижение спроса может быть ограничено 4%. Однако сбои в глобальных цепочках поставок и вторая волна инфекций во второй половине года могут ограничить восстановление.
- Влияние кризиса на энергетику сильно зависит от продолжительности и жесткости мер сдерживания: каждый месяц режима закрытости уменьшает спрос на энергию в мировом масштабе на 1,5% в пересчете на год.
- Все виды топлива, за исключением возобновляемых источников, будут демонстрировать рекордные сокращения спроса за десятилетия.
- Мировой спрос на уголь упадёт на 8% в 2020 г., что будет самым большим снижением с окончания Второй мировой войны. В I кв. 2020 г. снижение потребления угля составило 8% в целом и 10% в угольной генерации. Восстановление спроса на уголь в Китае ограничит глобальное снижение спроса.
- В Китае эпидемия Covid-19 вызвала снижение потребления угля на 8% в I кв. 2020 г. при падении экономики на 6,8% и угольной генерации на 9%. В 2020 г. спрос на уголь в стране упадет на 5%.
- В Индии I кв. прошел практически без негативного влияния пандемии, но 24 марта страна полностью закрылась, что вероятно приведет к снижению угольного потребления второй год подряд.
- В остальной части мира также упадет спрос на уголь: в США — на 25%, в ЕС — на 20%, в Корее и в Японии - от 5 до 10%. В ЮВА также ожидается снижение.
- Упадет также спрос на природный газ на 5%, снизится выработка на АЭС на 3%.
- Генерация ВИЭ будет единственной, что вырастет в 2020 г. с учетом высокого уровня загрузки гидроэлектростанций. При этом в сравнении с предыдущими годами рост в этом секторе будет меньше.

В общем если кратко, то из всего этого можно сказать вот что: "В 2020 году по сырью, и, в частности по углю, всё было и будет плохо".

А теперь об отдалённом будущем.

1. Сокращение капитальных затрат угледобывающих и газовых компаний приведет к снижению объемов добычи через несколько лет.

2. Тема борьбы с изменением климата и отказом от угля в странах ОЭСР (в т.ч. Green Deal) может уйти с первого плана повестки на какой-то период времени и отодвинуть сроки реализации мероприятий по данным программам.

3. В свете крайне дешевых традиционных видов топлива, проекты в возобновляемой энергетике отчасти теряют свою экономическую привлекательность. Хотя стоит сказать, что прогноз по переходу к 2040-2050 году с нефти и угля на ВИЭ всё ещё актуален, поэтому следим за тенденциями и берём компании, которые занимаются и такой энергетикой тоже к себе в портфель, об этом подробно здесь.

4. Самое главное, что следует сказать на перспективу следующих 10 лет, это новый экономический цикл, который будет ознаменован ростом цен на сырьё (газ, нефть, металлургия, уголь, агро и т.д.). А сейчас почти все эти биржевые товары на минимумах или около того, поэтому это как вложение в недооценённые активы с целью их роста в будущем.

Теперь назову три российских компании, которые занимаются углём. Это:

1. Распадская

2. Мечел

3. En+ Group

У каждой из этих компаний то и дело возникают свои трудности, но их я рассмотрю отдельно и скажу своё мнение, какую считаю более привлекательной и почему, если эта тема будет актуальна среди читателей.

В итоге я скажу следующее: угольный сектор брать на долгосрочную перспективу интересно, это я доказала в статье, но, к сожалению, есть один жирный минус, который мне не даёт сказать, что названные выше компании можно взять в свой инвестиционный портфель. Этот минус-отсутствие или мизерность дивидендов наших угольных компаний. Но об этом я расскажу в другой раз, если это будет интересно)