Найти тему

Смирение и страдание: от добра ко злу и обратно...

Смирение и страдание. Библия состоит из Ветхого и Нового Заветов. Это то, что называется Священным Писанием.

В Священном Писании заключены Духовные Законы жизни, духовные законы Бытия.

Основой основ является Ветхий Завет.

Невозможно уместить в несколько строк все то величие, которое открывается после погружение в изучение Ветхого Завета.

Это и история человечества, и история пороков, страданий, ошибок, разочарований

и великой благодати, открывающейся каждому,

кто серьезно подходит к изучению Законов Бытия, представленных Ветхим Заветом.

Вся наша жизнь, наши страдания и радости, скорби и печали, успех и неудачи –

подчинены действиям Духовных Законов, являющихся Законами Мироздания.

Кто понимает эти Законы – способен значительно облегчить себе жизнь.

Кто не знает их – лишь не знает их сейчас, ибо

все равно с годами начинает задумываться, почему

все, что с нами происходит в течение жизни – подчинено единым правилам.

Еще Сократ сказал главный закон понимания жизни – Познай самого себя,

и такому же правилу: «Познай самого себя» - учит христианство, ибо

только с познанием себя приходит понимание собственной греховности

от повреждения природы человеческой, а значит и приходит Покаяние.

После этого обычно приходит улучшение в жизни,

а значит и приближение к конечной цели поиска Истины для каждого – счастья.

И как высшей радости – Воскресения после смерти.

Попытаемся схематично обозначить некоторые вехи существования тех законов Бытия.

Смирение.

Смирение – это первый шаг к покаянию.

Смирение необходимо каждому православному христианину, ибо приближает нас к Богу.

Если нет смирения – то нет терпения, нет терпения – нет и веры, ибо

и терпение и смирение – возможны лишь когда спокойны и душа и мысли и сердце,

а воля наша направлена не на злые помыслы, а на добро и любовь. «Бог есть любовь». (Ин.4:8).

А настоящая любовь является высшей добродетелью, потому что,

как сказано в Писании, любовь: «…долготерпит, милосердствует,

любовь не завидует, любовь не превозносится,

не гордится, не бесчинствует, не ищет своего,

не раздражается, не мыслит зла,

не радуется неправде, а сорадуется истине;

всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит». (1Кор.13:4-8).

Именно смирение является началом начал в последующем покаянии и признании своей греховности.

А признание греховности – является одним из важнейших в православной вере,

ибо можно и верить и дела делать праведные,

а не признавать свои грехи – и все обернется супротив такого человека.

Проф. А.И.Осипов не раз говорил, что

христианином является не тот, кто верит по традиции или ходит в храм,

а тот, кто видит свою духовную и нравственную нечистоту,

свою греховность, страдает об этом,

и потому внутренне способен к принятию Спасителя и веру во Христа.

В Святом Писании говорится: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». (Ик.4:6).

Наиболее полное понимание законов нашей жизни становится возможным после ежедневного чтения Священного Писания.

«Всё Писание богодухновенно и полезно для научения,

для обличения, для исправления, для наставления в праведности». (2Тим.3:16),--сказано в Библии.

Страдания.

Любые страдания необходимо рассматривать как благо:

«Наказания Господня… не отвергай, и не тяготись обличением Его;

ибо кого любит Господь, того наказывает…» (Притчи.3:11-12),--

сказано в Писании, ибо дают эти страдания возможность

– через преодоление их – обрести покой и счастье.

Добро и зло.

Природа человека от рождения поражена греховностью,

в которой борются две духовные ипостаси – добро и зло.

«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле,

и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время». (Быт.6:5),--говорится в Писании.

Радость и горе, осуждение и оправдание,

смерть и рождение – всегда будут существовать

подобные параллели бытия, ибо устроил так Господь Бог,

потому что Бог сотворил нашу землю и все

что существует - сделано или Его руками или при Его попустительстве.

Да, «…Бог есть любовь». (1Ин.4:8).

Это также верно, как и то, что уже один раз

после сотворения планеты Господь уничтожал человечество

(оставляя избранных, укрыв их в ковчеге во время Потопа).

Но и после этого увидел Господь, что не изменилась греховная природа человека.

Ибо у того же Ноя, которого он спас, родилось три сына (Сим, Хам, Иафет).

Ной как-то напился вина и уснул, а его сын Хам увидел как отец лежит обнаженный,

и злорадствуя, рассказал о том братьям, за что Ной проклял Хама.

Периодически устраивал Господь суд над грешниками

(вспомним Содом и Гоморру): «И пролил Господь на Содом и Гоморру

дождем серу и огонь от Господа с неба,

и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию,

и всех жителей городов сих, и произрастания земли». (Быт.19:24-25).

«Душа человека по природе христианка», говорил Тертуллиан, считая что

человек всегда сам понимает что такое грех, потому что от Бога дана каждому совесть;

и когда совершает человек грех – человек страдает, ибо болит его душа.

Преподобный Авва Зосима учил, что бесы боятся того, что

когда человек, ощутив на себя скорбь, не воспринимает это как зло,

а радуется что благодать послал Господь Бог, дабы исцелить его душу.

Игнатий Брянчанинов писал, что злоба есть великий грех всяким грешникам,

ибо закрывается для них царствие небесное,

потому что когда случается с ними несчастье, вместо покаяния у них начинается злоба.

Пимен Великий учил, что на всякое зло необходимо делать добро,

и тогда добро победит зло.

Вообще мы должны говорить о том, что

добро и зло являются некими базовыми этическими категориями,

вокруг которых выстраивается нравственное состояние человека.

Святитель Николай Сербский как-то заметил, что

необходимо изо всех сил очищать себя от зла к людям,

иначе накапливаясь, это зло убивает в нас человека.

А ведь мы должны жить так, чтобы

не нарушать целостности нашей природы, данной нам от Бога.

Иначе, нарушая, станем обрекать себя на муки еще при жизни

и вечные страдания в аду, после смерти земной.

Сергей Зелинский

(психотерапевт, теолог, автор 250 книг)