Смирение и страдание. Библия состоит из Ветхого и Нового Заветов. Это то, что называется Священным Писанием.
В Священном Писании заключены Духовные Законы жизни, духовные законы Бытия.
Основой основ является Ветхий Завет.
Невозможно уместить в несколько строк все то величие, которое открывается после погружение в изучение Ветхого Завета.
Это и история человечества, и история пороков, страданий, ошибок, разочарований
и великой благодати, открывающейся каждому,
кто серьезно подходит к изучению Законов Бытия, представленных Ветхим Заветом.
Вся наша жизнь, наши страдания и радости, скорби и печали, успех и неудачи –
подчинены действиям Духовных Законов, являющихся Законами Мироздания.
Кто понимает эти Законы – способен значительно облегчить себе жизнь.
Кто не знает их – лишь не знает их сейчас, ибо
все равно с годами начинает задумываться, почему
все, что с нами происходит в течение жизни – подчинено единым правилам.
Еще Сократ сказал главный закон понимания жизни – Познай самого себя,
и такому же правилу: «Познай самого себя» - учит христианство, ибо
только с познанием себя приходит понимание собственной греховности
от повреждения природы человеческой, а значит и приходит Покаяние.
После этого обычно приходит улучшение в жизни,
а значит и приближение к конечной цели поиска Истины для каждого – счастья.
И как высшей радости – Воскресения после смерти.
Попытаемся схематично обозначить некоторые вехи существования тех законов Бытия.
Смирение.
Смирение – это первый шаг к покаянию.
Смирение необходимо каждому православному христианину, ибо приближает нас к Богу.
Если нет смирения – то нет терпения, нет терпения – нет и веры, ибо
и терпение и смирение – возможны лишь когда спокойны и душа и мысли и сердце,
а воля наша направлена не на злые помыслы, а на добро и любовь. «Бог есть любовь». (Ин.4:8).
А настоящая любовь является высшей добродетелью, потому что,
как сказано в Писании, любовь: «…долготерпит, милосердствует,
любовь не завидует, любовь не превозносится,
не гордится, не бесчинствует, не ищет своего,
не раздражается, не мыслит зла,
не радуется неправде, а сорадуется истине;
всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит». (1Кор.13:4-8).
Именно смирение является началом начал в последующем покаянии и признании своей греховности.
А признание греховности – является одним из важнейших в православной вере,
ибо можно и верить и дела делать праведные,
а не признавать свои грехи – и все обернется супротив такого человека.
Проф. А.И.Осипов не раз говорил, что
христианином является не тот, кто верит по традиции или ходит в храм,
а тот, кто видит свою духовную и нравственную нечистоту,
свою греховность, страдает об этом,
и потому внутренне способен к принятию Спасителя и веру во Христа.
В Святом Писании говорится: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». (Ик.4:6).
Наиболее полное понимание законов нашей жизни становится возможным после ежедневного чтения Священного Писания.
«Всё Писание богодухновенно и полезно для научения,
для обличения, для исправления, для наставления в праведности». (2Тим.3:16),--сказано в Библии.
Страдания.
Любые страдания необходимо рассматривать как благо:
«Наказания Господня… не отвергай, и не тяготись обличением Его;
ибо кого любит Господь, того наказывает…» (Притчи.3:11-12),--
сказано в Писании, ибо дают эти страдания возможность
– через преодоление их – обрести покой и счастье.
Добро и зло.
Природа человека от рождения поражена греховностью,
в которой борются две духовные ипостаси – добро и зло.
«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле,
и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время». (Быт.6:5),--говорится в Писании.
Радость и горе, осуждение и оправдание,
смерть и рождение – всегда будут существовать
подобные параллели бытия, ибо устроил так Господь Бог,
потому что Бог сотворил нашу землю и все
что существует - сделано или Его руками или при Его попустительстве.
Да, «…Бог есть любовь». (1Ин.4:8).
Это также верно, как и то, что уже один раз
после сотворения планеты Господь уничтожал человечество
(оставляя избранных, укрыв их в ковчеге во время Потопа).
Но и после этого увидел Господь, что не изменилась греховная природа человека.
Ибо у того же Ноя, которого он спас, родилось три сына (Сим, Хам, Иафет).
Ной как-то напился вина и уснул, а его сын Хам увидел как отец лежит обнаженный,
и злорадствуя, рассказал о том братьям, за что Ной проклял Хама.
Периодически устраивал Господь суд над грешниками
(вспомним Содом и Гоморру): «И пролил Господь на Содом и Гоморру
дождем серу и огонь от Господа с неба,
и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию,
и всех жителей городов сих, и произрастания земли». (Быт.19:24-25).
«Душа человека по природе христианка», говорил Тертуллиан, считая что
человек всегда сам понимает что такое грех, потому что от Бога дана каждому совесть;
и когда совершает человек грех – человек страдает, ибо болит его душа.
Преподобный Авва Зосима учил, что бесы боятся того, что
когда человек, ощутив на себя скорбь, не воспринимает это как зло,
а радуется что благодать послал Господь Бог, дабы исцелить его душу.
Игнатий Брянчанинов писал, что злоба есть великий грех всяким грешникам,
ибо закрывается для них царствие небесное,
потому что когда случается с ними несчастье, вместо покаяния у них начинается злоба.
Пимен Великий учил, что на всякое зло необходимо делать добро,
и тогда добро победит зло.
Вообще мы должны говорить о том, что
добро и зло являются некими базовыми этическими категориями,
вокруг которых выстраивается нравственное состояние человека.
Святитель Николай Сербский как-то заметил, что
необходимо изо всех сил очищать себя от зла к людям,
иначе накапливаясь, это зло убивает в нас человека.
А ведь мы должны жить так, чтобы
не нарушать целостности нашей природы, данной нам от Бога.
Иначе, нарушая, станем обрекать себя на муки еще при жизни
и вечные страдания в аду, после смерти земной.
Сергей Зелинский
(психотерапевт, теолог, автор 250 книг)