Ехать на машине по северному берегу Финского залива — особенный вид удовольствия! С одной стороны живописные виды береговой линии, с другой — старые дачи, заброшенные пионерские лагеря и бесконечная зелень лесов. Десятки раз я катался по этой дороге в Высоцк и Приморск и летом, и зимой. И каждый раз проезжал мимо маяка Стирсудден, совершенно его не замечая!
Что это за тайный маяк, и где он от меня прятался? На прошлых выходных я со всем разобрался, и хочу теперь поделиться с вами своим открытием.
Как добраться до маяка Стирсудден
Маяк есть на Яндекс.Картах. Можно смело вбивать его название в навигатор и ехать. Но меня смутило, что маяк стоит в каком-то садоводстве Мыс Стирсудден.
Мысли были примерно такие:
Маяк – в садоводстве? Что за бред? Маяк должен быть на берегу! Тут явно какая-то ошибка. Ладно, на месте разберёмся.
И вот я на месте, давайте разбираться. Я припарковался прямо у отметки на карте, но никакого маяка не вижу. Чтобы увеличить зону видимости, перешёл на другую сторону трассы, и тогда заметил что-то красное в просветах между кронами деревьев.
От шоссе направо вверх ведёт тропинка-лестница, с неё уже более или менее можно разглядеть сам маяк. Но если пойти вверх, то очень скоро упираешься в забор военной части с закрытыми воротами. Маяк действующий, поэтому посторонних к нему не пускают.
Почему маяк стоит в лесу, а не на берегу?
Мы привыкли к маякам, стоящим на берегу, ведь так их лучше видно с воды. Но вообще видимость самой маячной башни не так и важна. Намного важнее, чтобы был далеко виден свет маяка. А для этого прожектор должен быть как можно выше.
Стирсудден стоит на холме, и к собственной высоте в 28 метров добавляется высота холма. В результате прожектор находится на 47 метрах над уровнем моря, что обеспечивает видимость света маяка на расстоянии в 21 морскую милю. Не знаю, много это или мало, но точно больше, чем если бы маяк красиво стоял на берегу.
А почему я ничего не знаю об этом маяке?
Я люблю маяки. Без фанатизма, но если ехать к маяку не далеко, то я обязательно съезжу. Шепелёвский, Осиновецкий, Стороженский — прекрасные маяки, о которых я много слышал, читал и, конечно, ездил к ним сам. А про Стирсудден я ничего и никогда не слышал. Почему?
Непопулярность Стирсуддена объясняется тем, что его тяжело фотографировать. С земли и с воды не сделать красивые кадры, маяк почти не видно. Фотографии других маяков выкладываются в соцсети, привлекая новых туристов, которые выкладывают новые фотографии и так далее. А красивые фото Стирсуддена с земли сделать очень трудно. Единственный вариант для него — съемка с квадрокоптера.
К счастью, я буквально на днях купил дрон DJI Mavic Mini, и Стирсудден стал для него настоящим боевым крещением.
Фотографий не много, потому что в основном я снимал видео. Его вы найдёте в конце статьи.
Краткая история маяка
Маяк был построен в 1873 году. Изначально он представлял собой белую башню высотой 15 метров, соединённую с каменным караульным домом. Таким его мог запомнить Ленин, который некоторое время жил на даче профессора Книповича рядом с маяком, скрываясь от полиции. В память об этом эпизоде установлен барельеф, но я его не нашёл.
Во время Великой Отечественной войны Стирсудден был разрушен. Тот маяк, что мы видим сегодня, был построен в 1954 году и полностью реконструирован в 70х. Сейчас он продолжает исправно нести службу, помогая судам в Финском заливе обходить опасные отмели.
Выше — видео маяка Стирсуддена с дрона. А вот эти маяки можно увидеть и без квадрокоптера:
✔ Стороженский маяк на Ладожском озере