В феврале представители основных медиа посетили встречу, организованную Всемирной организацией здравоохранения, на которой обсуждалась дезинформация о коронавирусе. Цель состояла в том, чтобы ускорить борьбу с тем, что Организация Объединенных Наций назвала «инфодемией».
Обычно дезинформация сосредоточена на определенных регионах и темах. Но COVID-19 другое дело. Кажется, что в первый раз как дезинформация, так и поведение по проверке фактов координируются вокруг общего набора повествований во всем мире.
В исследовании Cosmos Magazine были определены ключевые тенденции как дезинформации о коронавирусе, так и проверки фактов. Используя вычислительный интерфейс Google Fact Check Explorer, журналисты отслеживали сообщения о проверках фактов, связанных с COVID-19, с января по июль, причем первые проверки появились уже 22 января.
Равномерная скорость роста
Исследование показало, что объем проверок дезинформации о коронавирусе неуклонно увеличивался на ранних стадиях распространения вируса (январь и февраль), а затем резко увеличился в марте и апреле, когда вирус начал распространяться по всему миру.
Интересно, что картина постепенного, а затем внезапного увеличения объема проверок повторилась даже после разделения проверок фактов на испанский, хинди, индонезийский и португальский.
Таким образом, дезинформация и последующие попытки проверки фактов имели одинаковый тренд по всему миру. Это уникальная особенность COVID-19.
Согласно анализу, подобной глобальной тенденции не наблюдалось по другим вопросам, таким как выборы, терроризм, деятельность полиции или иммиграция.
Разные нации, разные заблуждения
16 марта проект «Эмпирические исследования конфликта» в сотрудничестве с Microsoft Research начал каталогизацию дезинформации о COVID-19. Она проходила с помощью сопоставления новостных статей с сообщениями широкого круга местных источников проверки фактов и глобальных групп, таких как Agence France-Presse и NewsGuard.
Исследователи проанализировали этот набор данных, чтобы изучить эволюцию конкретных повествований о COVID-19, при этом «повествование» относится к типу истории, которую продвигаемой с помощью дезинформации.
Например, одна дезинформационная версия касается «происхождения вируса». Это включает в себя ложное утверждение, что вирус перешел к людям в результате того, что кто-то ел суп из летучих мышей.
Исследователи обнаружили, что наиболее распространенное повествование во всем мире связано с «реагированием на чрезвычайные ситуации». В этих статьях сообщается ложная информация о правительственных или политических ответах на борьбу со вспышкой вируса.
Это может быть связано с тем, что, в отличие от рассказов о «природе вируса», легко рассуждать (и трудно доказать), имеют ли люди у власти добрые или злые намерения.
Также было обнаружено, что в Китае больше дезинформации, чем в любой другой стране. Это может быть связано с тем, что Китай - самая густонаселенная страна в мире.
Тем не менее, стоит отметить, что главный сайт проверки фактов, используемый проектом «Эмпирические исследования конфликта» для выявления дезинформации, исходящей из Китая, находится в ведении Коммунистической партии Китая.
В борьбе с дезинформацией важно иметь как можно более широкий круг независимых и прозрачных перекрестнопроверяемых фактов. Это снижает вероятность предвзятости.
Гидроксихлорохин и другие (не) «лекарства»
Другой набор дезинформационных нарративов был сосредоточен на «ложных лекарствах» или «ложных профилактических мерах». Это была одна из самых распространенных тем как в Китае, так и в Австралии.
Одним из примеров было видео, которое стало вирусным в социальных сетях, в котором говорится, что гидроксихлорохин является эффективным средством лечения коронавируса. И это несмотря на то, что эксперты заявляют, что это не проверенный метод лечения COVID-19, и на самом деле он может иметь вредные побочные эффекты.
Также распространены мифы о «природе вируса». Они относились к определенным характеристикам вируса, например к тому, что он не может распространяться по поверхностям. Мы знаем, что это неправда.
Нарративы отражают мировые события
Анализ показал, что разные нарративы достигают своего пика на разных этапах распространения вируса.
На ранних стадиях вспышки преобладала дезинформация о природе вируса, вероятно, вызванная отсутствием на начальном этапе научных исследований природы вируса.
Напротив, теории, касающиеся реагирования на чрезвычайные ситуации, появились позже и остаются на пике по сей день, поскольку правительства продолжают принимать различные меры по борьбе с распространением COVID-19.
Широкий выбор фактчекеров
С января 2020 года только 25% из 6000 сообщений или статей по проверке были опубликованы на пяти ведущих веб-сайтах по проверке фактов.
Похоже, что ресурсы, ранее посвященные широкому кругу тем, теперь обращаются к дезинформации о коронавирусе. Тем не менее, невозможно узнать общий объем этого контента в Интернете.
На данный момент лучшая защита от дезинформации заключается в повышении осведомленности о ложных нарративах и использовании надежных источников для проверки фактов о COVID-19.