Найти тему
Кино в лицо

Почему считается, что фильмы Нолана ломают зрителям мозг?

Кристофер Нолан
Кристофер Нолан

Я не отношу себя к тем, кто считает Нолана плохим режиссером, более того, я люблю иногда пересмотреть некоторые его фильмы. Но для меня всегда странно звучит, когда говорят, что эти фильмы ломают кому-то мозг, что это сложные загадки, которые надо разгадывать.

Что значит головоломка в кино? Нет, это не экранизация Достоевского. Нет ничего сложного в том, чтобы запутать зрителя и так и оставить его не распутанным. Кстати таких фильмов тоже много. Но сложный нарратив не означает запутанный нарратив. Повествование в фильме только тогда является повествованием, когда зритель успешно считывает происходящее на экране. Фокус в том, что даже при кристально прозрачном сюжете фильм может подбрасывать идеи, на которые нужно поискать ответ. Мы плавно подходим к тому, что головоломка в кино это скорее такая вещь, как поступок героя. Это что-то связанное с его мотивацией, вполне соответствующее его характеру, но не бросающееся зрителю в глаза. В пример можно привести героя Джона Траволты из «Криминального чтива». Мы прекрасно видим что он делает, но нам не всегда понятно почему он это делает. Всё потому что нам не проговаривают в каждой реплике, что Винсент Вега — горе-гангстер, растяпа, человек, на которого никто не полагается. Сюжет построен так, что мы воспринимаем Винсента как равноправно члена мафии, который совершает ошибки, но не более чем другие, его также уважает босс. Но Тарантино как никто сумел показать, что можно заставить говорить героев о чем угодно, их суть всё равно проявляется в моменты действия.

Таким образом, фильмы Нолана можно назвать сложными в момент просмотра, но к финалу всё что необходимо понимать мы поймем. Это и означает, что с нарративом у него полный порядок и никакой головоломки там нет. В пример этого довода можно привести фильм «Помни», который с виду является чем-то невообразимо сложным. Но не зря Нолан потратил год, чтобы выстроить эти две сюжетные линии правильно, на уровне повествования фильм становится абсолютно понятным в конце. Это происходит еще и потому, что такая сложность оправдана и работает на сюжет.

Подвожу итог, наверное исключительно для себя. Фильмы Нолана называют сложными в сравнении с привычными боевиками. Структура его фильмов часто балансирует на границе понятного. Но это не означает, что надо сидеть и разбираться че откуда и куда в них берется. Просто это его стиль повествования.

------------------------------------------------------------------------------------------------

А также вы можете почитать другие мои статьи:

Почему все эти мелодрамы культовые? Список на посмотреть

Красивейший Sci-Fi, который я бы пересмотрел на большом экране

Авто с биографией из фильмов Квентина Тарантино

А еще я под впечатлением от «First man» написал статью о творчестве Демьена Шазелла

Спасибо за внимание. Подписывайтесь на этот канал. До новых статей!