Найти тему

ПИРАМИДА ДИЛТСА. Один из способов решения проблемы

Оглавление
Добраться до вершины - это сложно, требует много ресурсов и времени. Но результат оправдает все.
Добраться до вершины - это сложно, требует много ресурсов и времени. Но результат оправдает все.

Каждый из нас сталкивался с трудностями в своей жизни. Они были и психологическими и происходили вовне. И нас часто одолевают вопросы философские и экзистенциальные вопросы - "Почему все так?" или "Почему я живу именно так?"

Один из способов решить подобные дилеммы - это пирамида Дилтса, которая позволяет найти ответы на давно мучающие нас вопросы, а также отыскать дальнейший путь.

Роберт Дилтс - современный психолог, лидер современного нейро-лингвистического программирования. Придуманная им пирамида, может помочь в самоанализе, рефлексии, позволяет осознать происходящую ситуацию, разбить проблему на задачи.

Кстати советую ознакомиться с данной книгой автора! Как наш язык и слова могут влиять на наши убеждения и как их изменять.
Кстати советую ознакомиться с данной книгой автора! Как наш язык и слова могут влиять на наши убеждения и как их изменять.

Поиски ответов - это чаще всего бесконечная бег по кругу, блуждение по лесу ночью. При правильной постановке вопрос и наличии опоры - можно определить наилучший сценарий дальнейшего развития событий.

Пирамида Дилтса - путь проделывается с самого низа, до верхушки пирамиды, к самому себе и своей цели в жизни.
Пирамида Дилтса - путь проделывается с самого низа, до верхушки пирамиды, к самому себе и своей цели в жизни.

Уровни

1. Окружение. Это условия, наша среда обитания, наш окружающий мир, предметы, люди, места, даты, сроки и все-все-все, что нас окружает. Это то, с чем мы сталкиваемся, контактируем, взаимодействуем в своей повседневной деятельности. "Что я имею вокруг?"

2. Поведение. Это уровень деятельности человека. Так как действия производятся над чем-то (с кем-то, чем-то, где-то или когда-то), этот логический уровень самым тесным образом связан с нижним уровнем – окружением.  "Что я делаю?"

3. Способности. Уровень, который обусловливает наше поведение, является источником и направлением движения. Можно также сказать, что это уровень опыта, который стоит за нашим восприятием окружения. Это то, что мы умеем делать и к чему склонны. "Как я выбираю?"

4. Убеждения и ценности. Убеждения и ценности формируются под влиянием большого числа факторов: семья, школа, друзья, окружение, среда, культура и т.д. "Во что я верю?"

5. Идентичность. Это роль, которую мы преимущественно играем, – балагур, мать, герой, бизнесмен, друг, любовник, ребенок, мачо, учитель и т.д. На этом уровне главный вопрос – «Кто я?».

6. Миссия. Это уровень духовности, отвечающий на вопросы «Зачем? Ради чего? В чем смысл?». Он строится на нашем видении больших систем за пределами себя, которые «окружают» конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения. Это уровень духа личности или организации. 

Как с этим работать?

Разберем гипотетический пример (мою "любимая" ситуация):

Человек не может найти себе друзей, влиться в компанию. В одной из прошлых статей мы разобрали, что иррациональными убеждениями в данном случае могут быть мысли - "Что я страшный (глупый, неинтересный, странный и т.п.), я никому не нравлюсь"

Попробуем разобрать данное убеждение с помощью пирамиды Дилтса:

1. Окружение.  "Что я имею вокруг?" - а кому я должен нравится? Как все должно быть вокруг?

Ответ: Хочу нравится Ване, Жене, учителю, чтобы они относились ко мне как к другу, как к своему человеку.

2. Поведение. "Что я делаю?" - какие действия должны совершаться вокруг меня?

Ответ: Мы должны играть вместе, болтать по телефону, спрашивать советов друг у друга.

3. Способности. "Как я выбираю?" - за какие такие способности я должен нравится людям? Что мне необходимо развивать или приобрести?

Ответ: Я должен разбираться в интересах друзей (футбол, танцы и т.п.), я должен уметь выслушивать и поддерживать, надо стать более сдержанным

4. Убеждения и ценности. "Во что я верю?" - почему мне необходимо быть частью компании? Для чего мне друзья?

Ответ: Если у меня не будет компании, то меня будут считать плохим, а плохим быть нельзя! А еще мне очень нужно внимание других людей, я его очень ценю!

5. Идентичность. «Кто я?». И кто же я такой в этой всей ситуации, когда нравлюсь всем и имею компанию?

Ответ: Я хороший человек, душа компании, верный друг!

6. Миссия. «Зачем? Ради чего? В чем смысл?». - зачем быть этим человеком? Для кого эти все доказательства своей верности, доброты, "хорошести"?

Ответ: Для себя. Я хочу любить себя. Смотреть на себя в зеркало без зазрения совести, с любовью.

Выявленная миссия может (и должна) изменить наше поведение и действия, а также изменит ожидания от поведения и действия других людей
Выявленная миссия может (и должна) изменить наше поведение и действия, а также изменит ожидания от поведения и действия других людей

Выявив и осознав главный мотив, нашу цель, нашу миссию, мы можем изменить ход действий, изменить направление движения. Ведь для достижения выявленной цели могут быть и другие пути?

Итог

Что мы выявили с помощью всех последовательных шагов по пирамиде? Мы визуализировали то, что хотим видеть, стали четче понимать результат. Мы выявили какие знания, умения и навыки необходимо развить, подтянуть, сформировать в себе. Мы осознали, ради какой цели мы хотим того, чего хотим.