Найти в Дзене
СОЦИОГЛОБУС • МЕДИА

НА КИНОФЕСТИВАЛЕ В СЕВАСТОПОЛЕ ПОКАЗАЛИ ФИЛЬМ О РАДИО «СВОБОДА»

В рамках международной телевизионной конкурсной программы XVI Севастопольского международного фестиваля документальных фильмов и телепрограмм «ПОБЕДИЛИ ВМЕСТЕ» 30 августа состоялся показ фильма «Унесённые вихрем».

О фильме рассказала его автор Елена Раздорская. Елена в 1970 окончила Харьковский театральный институт (актёрское отделение), работала актрисой в театрах Харькова, Еревана, Твери. В 1985 закончила ВГИК сценарный факультет, мастерская И.В. Вайсфельда.

— Мой фильм называется «Унесённые вихрем», он был показан в рамках телевизионного конкурса, показывали его в севастопольском кинотеатре «Победа». При всех опасениях качество было прекрасное, звук был прекрасный. В двух словах: это история Радио «Свобода». Вы, наверное, знаете, у каждого в жизни есть своя радиоточка. Мы не могли обойтись без радио. Большое количество людей прекрасно знает о Радио «Свобода». Нам хотелось рассказать о том, что это за механизм и как он работает. Чтобы зритель понял, чтобы ему было интересно, чтобы это было увлекательно. Я по-прежнему считаю, что в документальном кино, как и в игровом кино, очень важен сюжет. Можно «растекаться по древу» и снимать, «что вижу, то и пою», — есть и такое направление. Но мы искали на какой «стержень» посадить эту историю рассказа о том, что такое «Радио Свобода».

— Как долго снимался фильм, кто помогал со средствами?

— Снимали мы его 10 лет, или больше.

— Где Вы нашли этих героев и как Вы сумели героиню «разговорить»? Потому что она абсолютно искренна…

— Материал для фильма начал готовиться очень давно, просто как-то однажды в коридоре Минкульта ко мне подошёл ныне покойный Дондурей [Даниил Дондурей — советский и российский кинокритик, социолог] и сказал: — Слушайте, вы тут сделали фильм о Чапаеве, а Петр Вайль [советский и американский журналист, писатель, радиоведущий] хочет сделать о нём передачу, об этом персонаже и вашем фильме на «Свободе», Вы не против? Я говорю: — Да, пожалуйста, берите, не против, ради бога… Потом, я, правда, поинтересовалась: — А когда это может быть? Мне Дондурей перезвонил и сказал, когда это будет. Давно это было. Мы послушали эту передачу, в которой фрагменты нашего фильма прозвучали замечательно. Нам позвонил Вайль и сказал: — Слушайте, ну как вам? Нормально всё прошло? Я говорю – Да, нормально, спасибо. И тогда я набралась какой-то наглости и сказала: — А может, мы сделаем фильм о Радио «Свобода»? Он говорит: — Ну, давайте попробуем, хотя я ничего не обещаю.

Мы приехали в Прагу, взяли небольшое интервью у Вайля, взяли интервью у тогдашнего директора Марии Клайн, взяли интервью у Толстого [Иван Толстой, обозреватель Радио «Свобода»]. Всё прошло замечательно, но денег на создание фильма у нас не было, мы приехали на собственные средства. Потом, совершенно случайно, мне позвонил Толстой и говорит: — А Вы знаете, я всё время думал о нашем интервью, хорошее интервью получилось. Вот у нас был такой сотрудник Туманов… И я стала «раскапывать» информацию об Олеге Туманове.

История совершенно потрясающая, я захотела встретиться с родственниками. Понимаете, какая штука, для каждого документалиста поиск героев, пути – это так сложно, так долго, так муторно… В результате его родственники со мной отказались встречаться, сказали, что где-то в Германии живёт его жена. Каким-то образом я вышла на Светлану Туманову. И опять же, она сказала: — Нет, я не приеду в Москву. Если вы мне оплатите, я могу приехать в Прагу (это последняя штаб-квартира Радио «Свобода»). Мы оплатили ей приезд в Прагу, поселили её в гостинице и уже, конечно, Светлана Туманова была «обязана» мне что-то рассказать. Для Светланы всё, что произошло с ней и с мужем оказалось очень «больной темой». Она рассказала, как муж, который был поначалу просто сыном «кагэбэшника», через много перипетий оказался на Радио «Свобода». Он случайно приезжает в Лондон и знакомится с журналисткой, сотрудницей BBC Светланой. А дальше начинается тяжелая жизнь наших разведчиков. На второй день после свадьбы он ей сообщил, что работает на КГБ. Она оказалась в шоке, но потом стала его коллегой… Это история-детектив.

— В итоге, деньги вы нашли на этот фильм? — Да, мы взяли все кусочки, сложили их, был создан сценарий. Мы подали на финансирование в Минкульт и получили 52 минуты… Мы сдали фильм в конце 2019 года…