Найти тему
OLGA NEWS

Вернёмся к школьной форме.

иллюстрации с общедоступных сетевых рессурсов.
иллюстрации с общедоступных сетевых рессурсов.
-2

В последнее время в дзене появилось несколько статей, обсуждающих школьную форму – ну, в смысле, нужна она или нет, красива ли, удобна ли и т.п. Я вспоминаю свои школьные годы - мы носили ту самую ностальгически-прекрасную жуткую шерстяную повседневку, коричневую, с чёрным фартуком, с кружевными манжетами и воротничками, которые приходилось отпарывать и пришивать, с протёртыми уже к Новому году локтями и вытянутой лоснящейся задней частью. Повседневку, такую симпатичную на фото, но на деле пропахшую потом, потому что в ней было феерически жарко, вымазанную мелом, мятую, как из задницы бегемота. ненавис-с-стную. И вот я задумалась: а зачем вообще нужна людям форма? Какой в ней смысл? И, соответственно, можно ли это экстраполировать на школьную форму.

Итак: первое. Форма – для различия. На войне, чтобы не попутать бойцов с противником или мирным населением, в качестве маскировки на местности, для определения старшинства по знакам на форме, для определения военной профессии – отличие по родам войск. В спорте, чтобы не отдать мяч игроку другой команды. Хотя, когда мы в детстве играли во дворе в футбол, без свякой формы своих с чужими не путали. Ну, допустим, для удобства зрителей, чтобы они видели, кто кого. В сфере обслуживания, чтобы сразу выхватить взглядом в толпе консультанта в зале, клерка, дежурного администратора, официанта и т.п.

Второе: форма – для лучшей функциональности. Сюда относятся всякого рода робы, защитные костюмы, стерильная форма врача-хирурга ( кстати, зачем она нужна врачу на амбулаторном приёме, для меня – неразрешённая загадка), скафандры и т.п.

Третье: форма, как символ позора или цель снайпера – арестантская роба, бубновый туз на спине – всё такое. Ну, или пижамы для невменяемых пациентов психиатрического отделения. Чтобы в случае побега было проще ловить.

Для чего ещё нужна форма, я просто не придумаю. Для красоты? Чтобы ею гордиться? Да. Иногда это работает. Так гордились своими галстуками пионеры первых лет советской власти. Так гордятся формой члены какого-нибудь клуба, крутого учебного заведения. Но тогда речь должна идти о, действительно, элитном клубе, элитной школе.

Зачем форма обычному ученику общеобразовательной школы? Чтобы не попутали, где ученик, а где учитель? Абсурд.

По ней как-то можно определить, в каком классе ребёнок, троечник он или отличник, участвует в общественной жизни или нет? Нельзя.

В ней удобнее постигать науку, чем в костюме иного покроя или иного цвета? Да нет.

Это – дань красоте? Но в школы родителей не пускают, и дети видят друг друга и учителей ежедневно, они успевают уже к концу сентября изрядно намозолить друг другу глаза, так что, вроде, это тоже не работает.

Может быть, форма нужна, чтобы отлавливать на улице прогульщиков? Нет. Тоже нет.

Так зачем, объясните мне, нужна эта зачастую нелепая, зачастую неудобная, дорогая, одинаковая у всех, как у казённых воспитанников, школьная форма? Потому что, видите ли, не все дети стандартные, и не на всех один и тот же фасон будет сидеть одинаково хорошо. Например, сарафаны, которые были приняты в качестве формы в нашей школе, прекрасно сидели на пятиклашках, но на некоторых старших девочках превращались в какой-то полустриптиз ( миль пардон за подробности, подросшие груди старшеклассниц из него вываливались самым вульгарным образом). И девчонки вынуждены были в таком виде проводить по шесть-семь часов в день на глазах у ребят с незрелой тинейджерской психикой. К тьому же классическая форма хороша на классической фигуре, вот и бродят по школе унылые жирафы, похожие на вешалки и упругие мячики, под напором чьих бёдер ии ягодиц, несчастная «классика» опасно потрескивает.

И почему не ввести вместо формы уже тысячу раз проверенный взрослыми дресс-код, определяющий только деловой стиль и более-менее монотонный вид, если уж яркие краски отвлекают от уроков? Почему не позволить родителям соразмерять траты на одежду с размером своего кошелька, а ребёнку одеваться в школу, где он проводит большую часть жизни, сообразуясь со своими вкусами, наконец, со своими особенностями телосложения и внешнего вида.

-5