Найти тему
BRIGHTFLY KIDS

Как на мозг ребенка влияет раннее изучение иностранного языка?

Часто у родителей возникает вопрос: “Стоит ли начинать обучение иностранному языка в раннем детстве, когда ребенок еще толком не заговорил на русском?” Многие считают, что до школы, вообще, не нужно загружать детей иностранными языками, чтобы “не лишать их детства”.

From Pexels
From Pexels

Проблема психологической готовности детей к обучению всегда была актуальной. Ведь каждый родитель хочет, чтобы их ребенок стал успешен в дальнейшей жизни. И по логике, чем раньше он начнет обучение, тем лучших результатов сможет добиться к зрелому возрасту, опередив своих сверстников в знаниях и уровне компетентности.

Вопрос раннего обучения - сложный, дискуссионный, и на него, пожалуй, нет единственно правильного ответа. Все дети разные. В каждом отдельном случае нужен индивидуальный подход, который будет учитывать основные компоненты готовности ребенка к изучению языка: личностные, интеллектуальные, эмоционально-волевые и физиологические особенности.

Однако, всё же постараемся разобраться в этом непростом вопросе. Начнем с мифов о раннем обучении иностранному языку. Порой можно встретить такие “доводы”:

❓- Ребенок будет путать буквы, звуки и слова

❓- Изучение иностранного языка в раннем детстве перегружает мозг ребенка

❓- У малыша нет мотивации учить иностранный язык

❓- Невозможно вырастить билингв, если в семье нет носителей языка.


Ой, первый пункт - это самое распространенное заблуждение. Это отдельная тема для разговора. В будущем обязательно посвящу ей полноценную статью. Если коротко, то
важно разделять понятия “путать языки” и “смешивать языки”. Сознание детей - это чистый лист. Они не рождаются со встроенным родным языком в голове и тем более со знанием того, что языков может быть больше, чем один. Поэтому ребенок как губка впитывает всю поступающую извне информацию, одинаково хорошо усваивает звуки и слова любого языка. Известный русский писатель, основоположник научной педагогики в России, Константин Дмитриевич Ушинский писал по этому поводу:

«В несколько месяцев дитя так приучается говорить на иностранном языке, как не может приучиться в несколько лет».

Исследования подтвердили, что дети-билингвы уже к двум годам отлично понимают роль языка, осознают количество языков вокруг них. К трем годам они уже могут рассуждать, кто из членов семьи какие языки знает. Для сравнения, к моноязычных детей такое понимание наступает только после трёх лет, ближе к пяти.

Следующий пункт - чрезмерная нагрузка на мозг. Весьма странное утверждение. Если освоение двух языков (чем оно отличается от обучения языку, тоже лучше объяснить в отдельной статье) происходит естественным образом через создание языковой среды, то нагрузка будет не больше, чем при освоении одного языка. Это взрослым обучение новых языков даётся тяжело, дети же впитывают их как губки!

Мотивация - тоже понятие из мира взрослых. Малыши еще в принципе не понимают, что такое язык и тем более не могут осознавать, что он может пригодиться им в будущем. Вопрос мотивации в этом контексте более актуален для родителей. И здесь мы плавно переходим к последнему пункту - можно ли вырастить билингва в семье без носителей иностранных языков? При высоком уровне мотивации взрослых - можно! Полноценное создание языкового пространства – это очень большое вложение сил и времени. Конечно, в семье, где родители свободно разговаривают на разных языках, этого добиться проще. В одноязычной семье воспитание двуязычного ребенка потребует куда больших усилий. Но и эта задача вполне выполнима.

Как же раннее освоение двух языков отражается на развитии ребенка? Этому вопросу посвящены сотни исследований. Конечно, у ученых есть разные взгляды на эту проблему. Но в целом большинство из них сходятся во мнении, что изучение двух языков с самого раннего возраста и даже с рождения имеет больше плюсов, чем минусов.

Исследования ведущих университетов США и Канады показали, что у двуязычных детей когнитивные способности развиваются лучше, чем у монолингвов. Например, группа ученых во главе с Андреа Мекелли установила, что у «ранних билингвов» серого вещества в теменной области больше, чем у остальных участников исследования; особенно это заметно в левом полушарии мозга.
Исследования, проведенные в Йоркском Университете в Канаде, показали, что дети, владеющие двумя и более языками, имеют более высокий творческий потенциал по сравнению со своими одноязычными сверстниками.

From Pexels
From Pexels

Тем, кто хочет максимально углубиться в эту тему, хочу порекомендовать книгу “Речь и мозговые механизмы”. Это совместный труд врачей профессора Пенфилда и профессора Робертса, основывающийся на их богатом нейрохирургическом опыте. Авторы представляют убедительные данные в пользу раннего и практического разговорного, а не книжно-школьного обучения языкам. Физиологи считают, что "существуют биологические часы мозга, так же как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребенка.

👉 Ребенок до девяти лет - это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям.

👉 После 10-летнего возраста приходится преодолевать множество препятствий. Мозг ребенка имеет специализированную способность к иностранному языку, но она уменьшается с возрастом”.

Такие советские ученые как Выготский и Щерба отмечали благоприятное влияние изучения второго языка на развитие родной речи. В частности Лев Владимирович Щерба указывает на то, что двуязычные люди лучше могут проводить сравнения. По его мнению, через сравнение повышается сознательность: “сравнивая разные формы выражения, человек отделяет мысль от знака, её выражающего, и этой мысли”.

В качестве резюме хочу сказать, что любые знания развивают мозг. Языки развивают кругозор в целом, позволяют лучше понять другие культуры, развивают критичность мышления и умение сравнивать.

Поэтому надеюсь, у вас больше не возникает вопрос, а нужно ли обучать ребенка иностранным языкам с раннего детства. Но появляется другой важный вопрос - как это делать? Как добиться успеха? Но о методах обучения языкам поговорим в другой раз!