Найти тему

С этим временем нам не расстаться…

«С этим временем нам не расстаться…»
Продолжаем рассказ о жизни Государственного Русского музея в годы блокады.
На территорию музея было сброшено 11 фугасных и сотня зажигательных бомб. Зданию были нанесены значительные повреждения. При первых бомбежках перестало действовать отопление, погас свет, вышел из строя водопровод, выпали стекла из окон. Правда, в главное здание музея прямых попаданий фугасных бомб не было, но взрывы четырех из них, весом 400-500 килограммов каждая, задели здание, массивные стены и фундамент которого, однако, отлично выдержали натиск горизонтальных взрывных волн. Этих взрывных волн и общей вибрации здания оказалось достаточно, чтобы уничтожить все стекла в окнах. Коченеющими от холода руками сотрудники музея зашивали окна фанерой и проконопачивали пенькой. Но каждый новый взрыв у Русского музея или по соседству у Этнографического музея срывал фанеру, и работу приходилось повторять снова в двадцати-тридцатиградусный мороз.
Несмотря на суровую, полную лишений жизнь осажденного города и гибель многих сотрудников, работа в музее продолжалась. Не прекращалась и научная деятельность. Проводились заседания, на которых обсуждались научные статьи и труды.
Наконец, крайне истощенные, доведенные до дистрофии и цинги, измученные непосильным нервным напряжением, научные сотрудники находили силы и для культурно-просветительной работы. Пешком по заснеженным улицам и набережным они шли в госпитали, на корабли, в воинские части и там проводили беседы, читали лекции.
Несмотря на все трудности, выпавшие на долю Русского музея и его сотрудников, в июле 1944 года музей вновь распахнул свои двери для посетителей: в нескольких залах открылась выставка произведений художников Ленинградского фронта. А в октябре 1945-го эшелон с Урала доставил обратно в Ленинград эвакуированные коллекции.

-2
-3
-4