Найти тему

75-летию Великой Победы посвящается! «С этим временем нам не расстаться…»


Музеи и музейное дело в годы Великой Отечественной войны.
Деятельность музеев в годы войны – это драматичная и яркая страница нашей истории. Перед музейщиками стояла задача любой ценой сохранить музейные ценности. Именно эти люди охраняли тайники с музейными коллекциями на оккупированной территории, вывозили музейные экспонаты в глубокий тыл, спасали хранилища от зажигательных снарядов, сохраняли музейные и частные коллекции в блокадном Ленинграде.
Давайте поговорим о музеях и о людях, тех тихих героях, которые жили и работали в годы войны. Благодаря самоотверженности которых мы смогли сохранить огромную часть русского культурного наследия.

Государственный Русский музей в годы войны.
Одним из самых крупных музеев Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) является Государственный Русский музей.
Музей не только хранит самую большую в мире коллекцию отечественного искусства. Это место, которое напрямую связано с историей города на Неве, с самыми трагическими ее этапами, годами блокады.
В день начала войны, 22 июня, музей работал. Залы опустели только после обеда, когда и посетители, и сотрудники осознали, что началось страшное. Хранители начали готовить экспонаты к эвакуации.
В первую же неделю войны сотрудники музея приступили к работе по спасению и сохранению произведений искусства. Было снято со стен и вынуто из рам свыше 7,5 тысяч работ. Они были готовы к эвакуации, пока еще не сомкнулось вокруг города вражеское кольцо. В первую очередь вывозились ценности, составляющие гордость и славу русского искусства, определяющие лицо Русского музея, как крупнейшего хранилища национальной художественной культуры.
Особенно трудно было упаковывать крупноформатные картины: «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 г.» И. Репина.
И таких гигантов было почти 60. Их вынимали из рам, осматривали, закрепляли места, которые могли бы осыпаться, накатывали на валы и упаковывали в огромные ящики, размером с комнату. Именно в таком виде произведения искусства поездом отправились в эвакуацию в Пермь.
«Каждый работал с исключительной отдачей и подъемом. Июнь с его белыми ночами позволял трудиться почти круглые сутки,» - вспоминал директор музея Петр Балтун.

-2
-3
-4