Эти люди хорошо управлялись с пушками и снастями, но плохо ориентировались в пространстве. Захватить корабль они могли, а вот управлять им — нет.
В «Острове сокровищ» есть сцена, в которой Джим Хокинс узнает, что Сильвер и большая часть команды шхуны — отпетые пираты. Сильвер там очень подробно объясняет, почему капитану Смоллетту нужно сохранять жизнь как можно дольше. Потому что он один способен вычислить курс и вести корабль в нужно направлении. Подобная история очень характерна для пиратов. Морским разбоем в XVIII веке промышляли, в основном, бывшие матросы. У них был опыт службы на кораблях, многие проводили в море больше половины жизнь, но управлять судном они не могли.
Самым успешным из пиратских капитанов XVIII века был Бартоломью Робертс. До того, как поднять черный флаг, он долго служил помощником капитана на судне работорговцев. Этого человека отличало знание навигации, которого очень не хватало остальным пиратским капитанам.
Широта
Чтобы ориентироваться в пространстве, необходимо знать систему координат. Но пираты никогда себя этим не утруждали. Слова широта и долгота были им неизвестны. Так, Джек Рэкхем, знаменитый тем, что в его команде одновременно находились сразу две женщины, в буквальном смысле ходил по морю куда глаза глядят. Он был захвачен в плен, когда встал лагерем на Ямайке буквально в нескольких метрах от британского форта. Сам Рэкхем был уверен, что находится на одном из Каймановых островов.
Не для кого не секрет, что широту объекта проще всего определить по полярной звезде. Угловая высота полюса мира над горизонтом всегда равна широте точке наблюдения. Знающему, этот нехитрый закон достаточно найти на небе Полярную звезду (ближайшая к горизонту) и при помощи секстанта высчитать угол.
Но вот все тот же Джек Рэкхем, обнаружив секстант на одном из захваченных кораблей, выбросил его в море как предмет ненужный и бесполезный.
Долгота
Как известно, с определением долготы человечество долго испытывало проблемы. Проблему решил знаменитый хронометр плотника Джона Харрисона. Но он был создан только в 1749 году. Сам метод был придуман еще в XVI веке голландским математиком Фризиусом Геммой. Именно он предложил определять долготу объекта по разнице во времени между точкой нахождения и портом отправления.
На протяжении двухсот лет этот метод почти не применялся, потому что не существовало часов, при помощи которых можно было бы определить эту разницу. До появления хронометра Харрисона долготу определяли путем крайне сложных вычислений — по положению спутников Юпитера. Здесь требовался не только набор астрономических инструментов, но еще и хорошая математическая школа. Пираты нужной школы не имели.
Эдвард Лоу — безумный пират, вершивший в Карибском море немыслимые зверства, — не умел пользоваться картами. Эдвард Инглэнд испытывал затруднения при работе с компасом. Корсар XVII века Рок Бразилец не знал точно, где находится юг, а где север.
Прочие премудрости
К началу XVIII века человечество накопило достаточно много полезной информации о Новом Свете. Существовало несколько десятков книг, которые достаточно подробно описывали не только географию Америки, но и климатические условия. Эти знания зачастую спасали морякам жизнь.
Потеряв некоторое количество торговых флотов, европейцы стали осторожнее. При встрече со штормом лучше вернуться в порт. Пираты пренебрегали этими знаниями. Знаменитый и грозный капитан Сэмюэль Беллами в 1717 году налетел на шторм в районе Флоридского пролива. У Беллами был шанс избежать встречи со стихией и переждать, но капитан решил, что проскочит. В итоге корабль швырнуло на рифы. Из 146 человек выжили только двое.
Морские течения Атлантики и Карибского моря были тщательно описаны. Существовало немало карт, на которые они были нанесены. Чарльза Вейна погубило именно незнание этих довольно простых вещей. Его корабль прочно сел на мель именно после того, как попал в одно из таких течений.
Отдельная история, это, конечно, роза ветров. К середине XVII века существовали подробные карты пассатов — постоянных ветров, дующих между тропиками круглый год. У моряков даже существовало выражение «выйти к пассату». Кораблю нужно было дойти до точки встречи с ветром, после чего он сам гнал его в нужном направлении.
Не знавшие этих простых хитростей капитаны рисковали угодить в так называемые Конские широты небольшие районы Атлантики, для которых были характерны субтропические антициклоны со слабыми ветрами. Здесь легко можно было угодить в абсолютный штиль на две-три недели.
Пиратов зачастую губило элементарное невежество. Что любопытно, получить многие из описанных выше знаний можно было и без чтения книг. В конце концов, все они — результат опыта. Но пираты зачастую не учились не только на чужих, но даже и на собственных ошибках.