Абсолютно каждый прошедший школу человек задавался вопросом «а зачем я это учу», этот вопрос касается очень многих дополнительных предметов и после окончания школы вопрос не исчерпывает себя: многое все еще кажется ненужным.
Стоит ли дать ученикам право выбирать эти самые предметы и почему?
Вообще, да, но не полностью. База должна быть выучена в любом случае. В базовые предметы входят основы геометрии и математики, включая тригонометрию, стоит подчеркнуть. Также родной язык и международный – английский, что тоже очень пригодится в жизни.
Для общего развития и патриотического воспитания история родной страны, не очень-то и загруженная точными датам, их вряд ли кто-то помнит дольше, чем на следующую учебную четверть.
Также стоит ввести ОБЖ, где ребёнка научат действовать в экстремальных ситуациях, выживать в непредвиденных условиях и оказывать первую помощь пострадавшему (которую в данный момент оказывать запрещено законодательно из-за безграмотности населения в этом вопросе).
Вместе со всем этим стоило бы заменить обществознание на правоведение, ведь знание закона человеку будет всё-таки полезнее, чем пирамида потребностей Маслоу.
Всё остальное можно оставить на выбор ребёнка. Углублённые базовые предметы, названные выше, физика, химия, информатика, искусство (изо и музыка), биология, обществознание, точнее лучше назвать его психологией, ведь вторая составляющая – правоведение уже находится в списке базовых предметов и литература.
Физкультуру кстати тоже стоит отнести к обязательным, но лучше из неё оставить ОФП, а не обучать детей игре в баскетбол и волейбол. Гораздо лучше научить их, например, стрельбе, нежели забрасыванию мяча в корзину.
При таком варианте ребёнок будет готов ко входу в общество, даже в том случае, если не взял ни одного предмета по выбору. Будущее такого выпускника, конечно, изначально предопределено, зато все остальные могут подобрать себе те предметы, которыми хотят заниматься, а заодно определиться с будущей профессией.
Что с этим в разных странах?
В Великобритании, например, такая система задействована у старшеклассников, которые готовятся к интересующим их предметам. Многие российские выпускники позавидовали бы подобному.
В США же школьники изначально могут выбрать те предметы, которые им необходимы, более того, в зависимости от возраста количество предметов ограничено.
Что интересно, Великобритания находится на 8 месте списка по индексу образования, а Россия на 33. На 1 первом же месте находится Германия, в которой довольно сложная, но при этом интересная система обучения, подразумевающая разделение детей по их способностям, о которой стоит рассказать отдельно.