Джек Пирс - легенда кинематографа, о которой мало кто знает. Он работал гримером в 1930-40-е годы и создал превратившиеся в культовые образы монстров и чудовищ.
В своей статье "За 100 лет до Marvel: как Юниверсал создал первую киновселенную" мы уже писали о том, что почти 100 лет назад студия Юниверсал создала огромное количество хорроров о таких монстрах как Дракула, Франкенштейн, Человек-Амфибия и др. То, в каком облике эти монстры представали перед зрителями, превратилось в массовую культуру и определило все дальнейшие воплощения чудовищ в кинематографе.
За создание этих монстров отвечал мейкап-артист Джек П. Пирс.
Джек Пирс - один из наиболее значимых пионеров киноиндустрии 20-го века. Среди гримеров нет никого, кто сделал бы для мира кино больше, чем он.
Его биография одновременно триумфальна и трагична. Джек Пирс эмигрировал в США из Греции. Сначала он попробовал себя в качестве игрока в бейсбол, а затем вошел в кинобизнес. В 1910-20-е годы он перепробовал множество кинопрофессий, включая ассистента оператора и каскадера.
В те годы киноиндустрия только-только формировалась, студии снимали огромное число немых фильмов за год. Специалистов киноиндустрии и жесткого деления по обязанностям не существовало. Студия Юниверсал существовала всего пару лет, ее основал Кар Леммле.
Подробнее про создание Студии Юниверсал и других кинокомпаний-мейджоров читайте в статье "Кто такие мейджоры?"
Но уже тогда существовало понимание того, какие жанры и сюжеты привлекают больше всего. Студия Юниверсал выпускала немало фильмов ужасов. Основной их звездой был Лон Чейни. Этот актер сам создавал для своих фильмов уникальный гримм, придумывал и конструировал приспособления, превращавшие его в монстра.
Однако в 1928 г. Лон Чейни покинул студию Юниверсал и тогда Джеку Пирсу было поручено возглавить команду гримеров и костюмеров. Тогда же Карл Леммле привлек к работе в студии своего сына. Карл Леммле младший быстро осознал потенциал фильмов о чудовищах и решил сделать ставку на них. Именно так Джек Пирс в 1930-х годах стал мастером по монстрам.
В 1930-м году вышел культовый фильм "Дракула" с Бела Лугоши в главной роли. Джек Пирс создал множество образов вампиров и их жертв. Следом в 1931 г. был выпущен фильм "Франкенштейн". Эта лента записана золотыми буквами в историю мирового кинематографа именно благодаря невероятным визуальным образам главных персонажей. И эти образы придумал и создал Джек Пирс.
Каждое утро Борис Карлофф проводил четыре часа, а Джек Пирс накладывал тяжелый гримм. Созданный ими монстр Франкенштейна стал самой значимым достижением в их карьере. В последующие годы они не раз работали вместе и создали образы чудовищ для фильмов "Мумия" 1932 г., "Черная кошка" 1934 г. и др.
Студия Юниверсал запустила целую киновселенную, в которой постоянно появлялись знаковые монстры. В 1935 г. вышел "Невеста Франкенштейна" 1935 г. - для этого фильма Джек Пирс создал "наэлектризованную" прическу - еще один образ, который неоднократно повторялся в массовой культуре.
Джек Пирс работал и с другим королем киновселенной Юниверсал. Бэла Лугоши преобразился в Игоря в "Сын Франкенштейна" 1939 г. В 1941 г. Джек Пирс создал культовый образ оборотня для фильма "Человек-волк" 1941 г., который стал вдохновением для всех последующих кинолент. Главную роль в этом фильме сыграл Лон Чейни - он отказывался гримироваться часами, что заставило Джека Пирса существенно модифицировать и усовершенствовать технику работы.
В 1943 г. Джек Пирс работал над образом Клода Рейнса в "Призрак оперы". Это был первый цветной фильм в его карьере и продюсеры, увидев получившуюся работу, отказывались выпускать фильм с этим персонажем - он казался им слишком реалистичным. Однако в итоге этот персонаж стал еще одной значимой вехой в истории фильмов ужасов и служит прототипом для современных работ гримеров.
Однако труд Джека Пирса, так высоко оцененный сегодня, в свое время не получил достойного признания. Вскоре интерес к хоррор-вселенной угас, а после окончания Второй мировой войны сменились собственники студии Юниверсал. Джек Пирс, также как и многие другие руководители подразделений, был уволен.
Проработав 19 лет в качестве мейкап-артиста Юниверсал, последние 20 лет своего карьерного пути Джек Пирс был вынужден работать над малобюджетными независимыми лентами и телевизионными проектами.
Джек Пирс умер в 1968 г. и только после его кончины сформировалось сообщество мейкап-артистов, которое признало его заслуги - ведь он не только придумал яркие образы киномонстров, но и изобрел множество способов наложения грима и работы с волосами. Свою единственную награду он получил посмертно в 2003 г.
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки )