Найти тему

Аллея ArtTerria: что означают эти скульптуры? Часть вторая

О том, как возникла идея этой прекрасной аллеи скульптур, я уже рассказывала в предыдущей части. А сегодня продолжу рассказ об идее каждой скульптуры словами искусствоведа Елены Шипицыной.

Зимний вид аллеи. Фото телекомпании "Вся Уфа"
Зимний вид аллеи. Фото телекомпании "Вся Уфа"

"Сила рождается при сопротивлении и умирает при свободе». Эти слова, сказанные великим Леонардо да Винчи о природе возникновения энергии, можно целиком и полностью отнести к закономерностям возникновения скульптурной формы. Во всяком случае, такая мысль приходит при взгляде на работы башкирских художников, инициаторов и творческих кураторов проекта Руслана Нигматуллина, Фирданта Салиравия и Владимира Лобанова.

Владимир Лобанов. https://www.facebook.com/artterria.ufa%20/
Владимир Лобанов. https://www.facebook.com/artterria.ufa%20/
Фирдант Салиравия. https://www.facebook.com/artterria.ufa%20/
Фирдант Салиравия. https://www.facebook.com/artterria.ufa%20/

Их скульптурные композиции отличает монументальность формы в сочетании с активным включением в пластический объём окружающего пространства. Как выразился Фирдант Салиравия в комментарии к своей динамичной работе «Белая река», «скульптура должна захватить пространство, подчинить его себе, обретая тем самым устойчивость».

Фирдант Салиравия. "Белая река". https://www.facebook.com/artterria.ufa%20/
Фирдант Салиравия. "Белая река". https://www.facebook.com/artterria.ufa%20/
-5
-6

Так же ощущает скульптурную форму и Владимир Лобанов. Для него в скульптурной пластике очень важен динамический баланс массы камня и околопредметного пространства. В силуэте его композиции «Песочные часы», символизирующей евразийскую цивилизацию как сообщающиеся друг с другом сосуды, просветы пустого пространства являются активной формой, удерживающей в равновесии массы «песка времени», и Пластически завершают скульптурный образ.

Владимир Лобанов, ""Мера Времени". https://www.facebook.com/artterria.ufa%20/
Владимир Лобанов, ""Мера Времени". https://www.facebook.com/artterria.ufa%20/

В композиции Руслана Нигматуллина «Утро» этот принцип выявлен ещё активнее. Образ коня, взятый скульптором за основу, трактован в пространстве как ритмически выверенный орнамент из пластических форм и густот. Камень и пространство активно рифмуются, переплетаясь и взаимопроникая, что создаёт органичность и целостность сложного силуэта скульптуры и рождает своеобразный живописный эффект композиции.

Руслан Нигматуллин. "Утро". https://www.facebook.com/artterria.ufa%20/
Руслан Нигматуллин. "Утро". https://www.facebook.com/artterria.ufa%20/

Образ коня, взятый скульптором за основу, трактован в пространстве как ритмически выверенный орнамент из пластических форм и пустот. Камень и пространство активно рифмуются, переплетаясь и взаимопроникая, что создаёт органичность и целостность сложного силуэта скульптуры и рождает своеобразный живописный эффект композиции.

https://www.facebook.com/artterria.ufa%20/
https://www.facebook.com/artterria.ufa%20/

Отпечатки копыт проходят сквозь века и культуры многих народов. Лошадь — символ чего-то гораздо большего, чем просто животное. В своей работе я стремлюсь отобразить внутреннюю динамику и свободу. Первозданность образа заложена в нашу генетическую память. Сочетая современный пластический язык и культуру древних цивилизаций, мы обозначаем своё положение в пространстве и времени.

https://www.facebook.com/artterria.ufa%20/
https://www.facebook.com/artterria.ufa%20/

Непосредственный, близкий контакт с человеком всегда подразумевает в своей работе скульптор из Грузии Джон Гогаберишвили, опытный участник многочисленных скульптурных симпозиумов по камню. Считает гранит самым лучшим по художественным возможностям материалом и применяет в нём даже цветовые эффекты. В Уфе этот мастер создал необычную композицию «Галактика», проявив весь арсенал своих декоративных приёмов, включая даже использование золотой и серебряной потали.

Джон Гогаберишвили. "Галактика". https://www.facebook.com/artterria.ufa%20/
Джон Гогаберишвили. "Галактика". https://www.facebook.com/artterria.ufa%20/

«Все мы немного галактики», — остроумно замечает Джон Гогаберишвили. И создаёт своеобразную скульптурную метафору себя самого. Этот подход определяет и принцип формообразования скульптуры, подчиняя его идее органичного развития в пространстве открытого объёма, подобно растущему организму. Человек, по мысли художника, должен близко рассматривать скульптурный рельеф и быть поглощённым пространственной композицией Галактики.

https://www.facebook.com/artterria.ufa%20/
https://www.facebook.com/artterria.ufa%20/

Единство и Противоречия современного глобального мира стали сквозной идеей скульпторов из Москвы — Фахраддина Рзаева и Тагира Субханкулова. Оба автора прекрасно владеют минималистической стилистикой скульптурной лексики. Особенно Фахраддин Рзаев, создавший мощный монумент-метафору «Евразия», в котором две половины рассечённого каменного «яйца» едва удерживают целостность формы только благодаря прочной связке толстыми канатами.

https://www.facebook.com/artterria.ufa%20/
https://www.facebook.com/artterria.ufa%20/

Художественная идея нашла здесь очень точную форму выражения: единство Европы и Азии связывают прочные узы общего исторического развития, порвав которые, можно разрушить целостность нашей цивилизации.

Фахраддина Рзаев. "Евразия". https://www.facebook.com/artterria.ufa%20/
Фахраддина Рзаев. "Евразия". https://www.facebook.com/artterria.ufa%20/

Для Тагира Субханкулова понятия «Россия» и «Евразия» ассоциируются с понятием «семья». Его скульптура «Мать и Дитя» — обобщённый образ нашей родовой общности. Неслучайно в пластическом характере скульптуры автор использует сходство стилистики древних петроглифов и детских наивных рисунков: Мать и Дитя — начало и продолжение друг друга.

Тагир Субханкулов. "Мать и дитя". https://www.facebook.com/artterria.ufa%20/
Тагир Субханкулов. "Мать и дитя". https://www.facebook.com/artterria.ufa%20/

Искусство скульптуры вообще оперирует языком пространственных метафор. Поэтому пространственный контекст будущей аллеи скульптур был основополагающим фактором формирования пластических идей проекта для многих его участников. Характер площадки, её архитектурно-ландшафтный контекст, предполагаемые ракурсы зрительного восприятия и прогнозируемая высота постамента — всё это составляющие единого пластического замысла скульптурной композиции под открытым небом.

Тагир Субханкулов. https://www.facebook.com/artterria.ufa%20/
Тагир Субханкулов. https://www.facebook.com/artterria.ufa%20/

И так же, как лес — не сумма деревьев, а живой взаимодействующий организм, так и скульптурная аллея — не простое чередование отдельных скульптур, но визуальное взаимодействие с ними людей, без присутствия которых пространственная идея проекта не может быть реализована.

На торжественном открытии аллеи. https://www.facebook.com/artterria.ufa%20/
На торжественном открытии аллеи. https://www.facebook.com/artterria.ufa%20/
Каталог скульптурных работ. https://www.facebook.com/artterria.ufa%20/
Каталог скульптурных работ. https://www.facebook.com/artterria.ufa%20/

Фото в тексте Б. Бадамшина, В. Ковальчука, Е. Вайднера

Подписывайтесь на мой канал, узнавайте больше об Уфе и заказывайте познавательные экскурсии по городу с частным гидом Кристиной Абрамичевой!