О том, как возникла идея этой прекрасной аллеи скульптур, я уже рассказывала в предыдущей части. А сегодня продолжу рассказ об идее каждой скульптуры словами искусствоведа Елены Шипицыной.
"Сила рождается при сопротивлении и умирает при свободе». Эти слова, сказанные великим Леонардо да Винчи о природе возникновения энергии, можно целиком и полностью отнести к закономерностям возникновения скульптурной формы. Во всяком случае, такая мысль приходит при взгляде на работы башкирских художников, инициаторов и творческих кураторов проекта Руслана Нигматуллина, Фирданта Салиравия и Владимира Лобанова.
Их скульптурные композиции отличает монументальность формы в сочетании с активным включением в пластический объём окружающего пространства. Как выразился Фирдант Салиравия в комментарии к своей динамичной работе «Белая река», «скульптура должна захватить пространство, подчинить его себе, обретая тем самым устойчивость».
Так же ощущает скульптурную форму и Владимир Лобанов. Для него в скульптурной пластике очень важен динамический баланс массы камня и околопредметного пространства. В силуэте его композиции «Песочные часы», символизирующей евразийскую цивилизацию как сообщающиеся друг с другом сосуды, просветы пустого пространства являются активной формой, удерживающей в равновесии массы «песка времени», и Пластически завершают скульптурный образ.
В композиции Руслана Нигматуллина «Утро» этот принцип выявлен ещё активнее. Образ коня, взятый скульптором за основу, трактован в пространстве как ритмически выверенный орнамент из пластических форм и густот. Камень и пространство активно рифмуются, переплетаясь и взаимопроникая, что создаёт органичность и целостность сложного силуэта скульптуры и рождает своеобразный живописный эффект композиции.
Образ коня, взятый скульптором за основу, трактован в пространстве как ритмически выверенный орнамент из пластических форм и пустот. Камень и пространство активно рифмуются, переплетаясь и взаимопроникая, что создаёт органичность и целостность сложного силуэта скульптуры и рождает своеобразный живописный эффект композиции.
Отпечатки копыт проходят сквозь века и культуры многих народов. Лошадь — символ чего-то гораздо большего, чем просто животное. В своей работе я стремлюсь отобразить внутреннюю динамику и свободу. Первозданность образа заложена в нашу генетическую память. Сочетая современный пластический язык и культуру древних цивилизаций, мы обозначаем своё положение в пространстве и времени.
Непосредственный, близкий контакт с человеком всегда подразумевает в своей работе скульптор из Грузии Джон Гогаберишвили, опытный участник многочисленных скульптурных симпозиумов по камню. Считает гранит самым лучшим по художественным возможностям материалом и применяет в нём даже цветовые эффекты. В Уфе этот мастер создал необычную композицию «Галактика», проявив весь арсенал своих декоративных приёмов, включая даже использование золотой и серебряной потали.
«Все мы немного галактики», — остроумно замечает Джон Гогаберишвили. И создаёт своеобразную скульптурную метафору себя самого. Этот подход определяет и принцип формообразования скульптуры, подчиняя его идее органичного развития в пространстве открытого объёма, подобно растущему организму. Человек, по мысли художника, должен близко рассматривать скульптурный рельеф и быть поглощённым пространственной композицией Галактики.
Единство и Противоречия современного глобального мира стали сквозной идеей скульпторов из Москвы — Фахраддина Рзаева и Тагира Субханкулова. Оба автора прекрасно владеют минималистической стилистикой скульптурной лексики. Особенно Фахраддин Рзаев, создавший мощный монумент-метафору «Евразия», в котором две половины рассечённого каменного «яйца» едва удерживают целостность формы только благодаря прочной связке толстыми канатами.
Художественная идея нашла здесь очень точную форму выражения: единство Европы и Азии связывают прочные узы общего исторического развития, порвав которые, можно разрушить целостность нашей цивилизации.
Для Тагира Субханкулова понятия «Россия» и «Евразия» ассоциируются с понятием «семья». Его скульптура «Мать и Дитя» — обобщённый образ нашей родовой общности. Неслучайно в пластическом характере скульптуры автор использует сходство стилистики древних петроглифов и детских наивных рисунков: Мать и Дитя — начало и продолжение друг друга.
Искусство скульптуры вообще оперирует языком пространственных метафор. Поэтому пространственный контекст будущей аллеи скульптур был основополагающим фактором формирования пластических идей проекта для многих его участников. Характер площадки, её архитектурно-ландшафтный контекст, предполагаемые ракурсы зрительного восприятия и прогнозируемая высота постамента — всё это составляющие единого пластического замысла скульптурной композиции под открытым небом.
И так же, как лес — не сумма деревьев, а живой взаимодействующий организм, так и скульптурная аллея — не простое чередование отдельных скульптур, но визуальное взаимодействие с ними людей, без присутствия которых пространственная идея проекта не может быть реализована.
Фото в тексте Б. Бадамшина, В. Ковальчука, Е. Вайднера
Подписывайтесь на мой канал, узнавайте больше об Уфе и заказывайте познавательные экскурсии по городу с частным гидом Кристиной Абрамичевой!