Найти тему
Николай Кулаков

Решения военных судов и армия в Великую войну

Первая мировая война (1 августа 1914 - 11 ноября 1918) стала логичным результатом формирования цивилизации в конце XIX - начале XX вв. Мир к началу XX в. представлял собой монолитную конструкцию, и поэтому война хоть и являлась, в основном, борьбой европейских государств, выработавших два военно-политических объединения, которые противостояли друг другу, в ней были задействованы множество стран и народов, попавших под протекторат основных западных держав.

Как известно, это была одна из самых продолжительных, кровопролитных и значимых по результатам в истории человечества войн. Война длилась более четырех лет. В ней принимало участие более 33 государств из 59 владевших на то время статусом государственной несамостоятельности. Народонаселение сражающихся держав составляло свыше 1,5 млрд чел., то есть 87 % всего населения Земли. В армию было призвано в общей сложности 73,5 млн. чел. Более 10 млн. было убито, и 20 млн. получили ранения. Счет жертв среди мирных жителей, пострадавших от эпидемий, голода, холода и других несчастий военной поры, также идет на десятки миллионов.

В  пламени этой борьбы «сгорели» великие монархии Габсбургов,  Гогенцоллернов и Романовых. В России за четыре военных года произошли  структурные преобразования в экономике, коммуникациях, национальном  объединении, в общественной системе. Первая мировая война сообщила  нынешнюю конфигурацию национальной проблеме. Война принесла небывалый  толчок технической индустриализации. Она при этом вскрыла необыкновенные  для той поры формы потери человеческого облика, на которые оказались  способны люди, наперекор всем давним достижениям культуры.
В пламени этой борьбы «сгорели» великие монархии Габсбургов, Гогенцоллернов и Романовых. В России за четыре военных года произошли структурные преобразования в экономике, коммуникациях, национальном объединении, в общественной системе. Первая мировая война сообщила нынешнюю конфигурацию национальной проблеме. Война принесла небывалый толчок технической индустриализации. Она при этом вскрыла необыкновенные для той поры формы потери человеческого облика, на которые оказались способны люди, наперекор всем давним достижениям культуры.

С началом Первой мировой войны были расширены права губернаторов и военных властей в местном управлении. В первую очередь, это коснулось местностей, объявленных на военном положении. Все управление губернией переходило к главнокомандующему. Генерал-губернатор в своих руках объединял власть административную, судебную и полицейскую и помимо прочего мог:

  •     запрещать различные собрания, закрывать промышленные и торговые заведения (на срок чрезвычайного положения), приостанавливать выпуск газет, закрывать учебные заведения (на срок до 1 месяца), высылать отдельных лиц за пределы губернии, снимать с должности чиновников и т. д.;
  •      за провинности подвергать отдельных лиц тюремному заключению до трех месяцев или штрафу до трех тыс. рублей;
  •     передавать в военные суды дела по общеуголовным преступлениям, проводить закрытые процессы по обвинениям гражданских лиц;
  •    окончательного утверждать приговоры военных судов для отдельных категорий подданных.

Кроме того, губернатор и градоначальник получили право не соглашаться на утверждение неугодных лиц при замещении вакансий в земских, судебно-мировых и городских учреждениях. Также были расширены права военных властей. Главнокомандующий и командующий армией могли установить ограничения по передвижению в данной местности, назначить реквизицию, распоряжаться государственным имуществом в целях снабжения армии. Кроме того, они получали чрезвычайные полномочия для охраны общественного порядка и успеха военных действий.

Согласно Уставу 1867 г., во время войны учреждались суды двоякого рода:

  • 1) суды полковые и корпусные при самих войсках, сопутствующие им во всех передвижениях;
  • 2) на путях военных сообщений и в тылу армии - суды этапные (на правах полковых) и суды тыла армии, которые постоянно пребывали в определенной местности.

Решение военными судами дел без предварительного производства следствий распространялось на все преступления и проступки. Были сокращены процессуальные сроки, упрощалась процедура рассмотрения дел.

Так, вызов свидетелей, находящихся вне места производства суда, был предоставлен на усмотрение суда. Защита была предоставлена самому подсудимому. Главнокомандующему предоставлялось право устранять кассационные жалобы по делам, требующим немедленного исполнения наказания.

Если обратиться к порядку судопроизводства, установленному для военного времени, то он сильно отличался, характеризуясь следующими чертами: во-первых, значительным расширением компетенции военных судов; во-вторых, расширением круга должностных лиц, имевших право проводить дознание и предварительное следствие, а также сокращением сроков производства дел и подачи жалоб на следственные действия. Так, в военное время дознание производили не только воинские начальники, но военная и местная полиция. Следствие могли по поручению командования проводить наряду с военными следователями строевые офицеры или следственные комиссии.

В-третьих, расширялась власть воинских начальников по преданию обвиняемых военному суду. В-четвертых, все сроки по производству были сокращены, а сроки на подачу всех жалоб и протестов, как правило, не превышали суток. В-пятых, широкие права по утверждению приговоров военно-полевых судов были предоставлены командирам соединений и командующему армией, что позволяло им утверждать любые приговоры. Те приговоры, которые в мирное время утверждал государь, в военное время утверждал главнокомандующий армией. На утверждение последнего представлялись также приговоры на осужденных к смертной казни.

В системе судебных органов также произошел ряд изменений. 20 июля 1914 г. был издан Закон, утвердивший новую редакцию Военно-судебного устава - «О суде в военное время». В нем говорилось о том, что в районе военных действий и в местностях, объявленных на военном положении, военно-судебная власть переходит к полковым, этапным военно-окружным судам и Главному военному суду. С введением чрезвычайного положения учреждались военно-полевые суды, состоящие из офицеров. Дела рассматривались немедленно, в течение суток. Судебное заседание проходило в закрытом режиме, приговор в исполнение приводился не позднее суток с момента его вынесения. Военно-судебные органы были правомочны судить не только военнослужащих, но и гражданских лиц.

К марту 1917 г. общие расходы на войну в России превысили 30 млрд. р. Обесценились деньги, рубль равнялся 27 копейкам. Рост цен превысил 300 %. Сократилось сельскохозяйственное производство. Возросшие продовольственные трудности потребовали введения продразверстки. В промышленности снизился выпуск продукции. За годы войны нарушились международные экономические и рыночные связи - Россия потеряла одного из важнейших торговых партнеров - Германию, на долю которой приходилась почти половина российского импорта.

Резкое ухудшение уровня жизни населения вело к усилению его политической активности. В 1916 г. в забастовках на промышленных предприятиях участвовало более миллиона человек. В сельской местности участились случаи поджогов помещичьих усадеб. Усилились социальные волнения в национальных районах. В армии и на флоте среди нижних чинов ширились антиправительственные и антивоенные настроения.

После Февральской революции была объявлена полная политическая амнистия, провозглашены основные права и свободы граждан, равноправие солдат с гражданами, создание милиции вместо полиции и начало подготовки к выборам в Учредительное собрание. В то же время Россия продолжала участвовать в войне. Министр иностранных дел П.Н. Милюков объявил союзникам, «что позиция и цели России в войне в действительности остались неизменными». Это заявление вызвало негативную реакцию среди рабочих и солдатских масс.

В период правления Временного правительства судебная система в России включала Правительствующий Сенат, окружные суды, судебные палаты, мировых судей и их съезды. Наиболее важные дела рассматривались в мировых присутствиях. Был упразднен Верховный уголовный суд и особые присутствия Правительствующего Сената, судебных палат и окружных судов с участием сословных представителей. Было установлено, что при рассмотрении дел в особых присутствиях Сената и судебной палаты о государственных преступлениях и преступлениях по должности сословные представители должны заменяться присяжными заседателями.

В Петрограде и некоторых его уездах (Луге, Ямбурге, Нарве и др.) были образованы временные суды, которые состояли в равном числе из мировых судей, представителей армии и представителей от рабочих. Согласно Инструкции от 22 марта 1917 г., временным судам были «подсудны преступные деяния, направленные против личной и имущественной безопасности граждан и против общественного порядка и спокойствия, в том числе и посягательства против нового порядка, если они совершены не ранее 27 февраля сего года частными лицами, в том числе воинскими чинами вне службы».

Временный суд был вправе назначить виновному одно из следующих наказаний: выговор, замечание, внушение, денежное взыскание не свыше 10 000 р., арест не свыше 3 месяцев, тюремное заключение не свыше одного года и 6 месяцев. Если суд находил, что деяние виновного по важности своей заслуживает более строгого наказания, то он направлял дело в соответствующую более высокую судебную инстанцию.

В области военной юстиции правительство под давлением солдатских масс отменило военно-полевые суды (Закон 13 марта 1917 г.), но уже 17 апреля 1917 г. были учреждены полевые суды в составе 3 офицеров и 3 солдат, которые рассматривали дела в ускоренном порядке. В таком же порядке рассматривались дела в военно-окружных и корпусных судах, «когда обвиняемый захвачен на месте преступления, которое является очевидным, и когда по важности и обстоятельствам дела возникает надобность в безотлагательном его рассмотрении». Такое положение лишало подсудимых элементарных прав на судебную защиту. Если учесть, что в июне 1917 г. была вновь введена смертная казнь, отмененная в марте 1917 г., то из этого следует, что военно-полевые суды фактически продолжали действовать.

30 мая 1917 г. принято постановление об усилении наказания за антивоенные выступления на фронте. В постановлении отмечалось о совершении на фронте как отдельными лицами, группами их, так и целыми частями войск воинских преступлений: неповиновений, самовольного оставления позиций и мест расположения войск, отказа от участия в бою и др. Виновные в этом подлежали преданию суду, ссылке на каторгу и другим наказаниям.

Как известно, либеральные русские юристы ставили под сомнение необходимость существования военных судов с их ангажированностью и особым порядком судопроизводства6. Не могла нравиться военная юстиция и нарушителям воинской дисциплины и правопорядка, анархистам и дезертирам. За годы Первой мировой войны в армию было призвано около 15,6 млн. чел., т. е. около 50 % всех трудоспособных мужчин. Общее политическое, социально-экономическое и военное положение в стране, неудачи на фронтах вызвали резкий рост количества преступлений и иных нарушений в войсках. Значительные потери убитыми, ранеными и больными также негативно сказывались на моральном состоянии войск.

Если к моменту Февральской революции в русской армии было 195 тыс. дезертиров, то к 1 августа 1917 г. их количество возросло до 365 тыс., а к началу Октябрьской революции их насчитывалось около 2 млн. чел. Кроме того, криминализация армейской среды усиливалась ее пополнением бывшими уголовниками, освобожденными в силу широкой амнистии, что не укрепляло воинскую дисциплину и не способствовало боеспособности войск.

   Правительство оказалось в сложном положении. С одной стороны, требовалось укрепление правопорядка и усиление борьбы с преступностью в армии. С другой стороны, новое устройство страны обусловливало реформирование и демократизацию как военной службы, так и военных судов. Однако история убедительно свидетельствует о том, что многие популистские решения окончательно подорвали дисциплину в армии, способствовали ее полному разложению, несмотря на последующие жесткие меры.

Так, 12 июля 1917 г. было принято постановление «О введении смертной казни на фронте и об учреждении “военно-революционных судов”». Военно-революционные суды учреждались при дивизиях по распоряжению командира дивизии или высших начальников для рассмотрения дел о важнейших преступлениях (измена, побег к неприятелю, бегство с поля боя, самовольное оставление своего места в бою, сопротивление исполнению боевых приказаний, умышленное убийство, изнасилование, разбой, грабеж), «если преступления эти представляются настолько очевидными, что не требуют производства предварительного следствия». В отношении лиц, совершивших эти преступления, устанавливалась смертная казнь. Приговор вступал в законную силу немедленно по объявлении его на суде и безотлагательно приводился в исполнение.

Постановлениями от 6 и 22 мая 1917 г. в стране вводился военный суд присяжных. Сначала он был создан для морских военных судов, а затем и для сухопутных.

Судопроизводство с военными заседателями происходило, как и в гражданских судах - в соответствии с Уставом уголовного судопроизводства. Для избрания военных заседателей составлялись два списка - офицерский и солдатский. Из их числа в состав суда присяжных избирались по жребию 12 заседателей, причем солдат и офицеров должно было быть поровну. Военные суды присяжных реально действовали с июня 1917 г. и закончили свое существование после Октябрьской революции с принятием декрета СНК «О суде» № 1 от 24 ноября (5 декабря) 1917 г.

Вместе с тем необходимо отметить, что многие нормативные акты, которые разрабатывало и принимало Временное правительство в военной и военно-судебной сферах, впоследствии были заимствованы Советской властью при подготовке своих законов, что свидетельствует об их универсальности для того времени.

Таким образом, в период Первой мировой войны для  военных судов  был установлен особый порядок производства дел. Этот порядок характеризовался значительным ограничением прав обвиняемого и подсудимого, а также сокращением сроков производства дел. Была предусмотрена также возможность распространения данного порядка производства дел не только на войска, но и на местности, объявленные на военном положении. На период военного времени предусматривалось создание этапных судов, полевых военных судов, Полевого главного военного суда, военного суда армии, временных полевых судов и особого Кассационного присутствия.