Смутным выдался для Северной Индии XV век. От некогда могущественного Делийского султаната остались одни жалкие обломки, так что люди горько острили: «Власть Шах Ала-ма - от Дели до Палама». В 1398 году над северо-западными землями Индии огненным смерчем пронесся Железный Хромец - Тимур; он ушел восвояси, уведя в полон тысячи и тысячи несчастных, завидовавших мертвым, оставив за собой сожженные и разграбленные города, а еще башни из отрубленных голов. Долго после этого не могла здесь восстановиться нормальная жизнь; да и позже все же, как бы ни было тяжко, люди выходили на поля, отстраивали города, везли на базар товары, отмечали праздники, любили, учились, думали...
Главное, чему учили эти странные люди, легко доходило до самого неграмотного и забитого бедняги. Оказывается, чтобы постичь Бога и обрести спасение, совсем не обязательно выполнять обряды, совершать паломничество, изнурять себя постами, мучительными обетами, не надо долгими часами просиживать за мудрыми книгами.
Достаточно просто любить Бога, как любят своего ребенка отец и мать, хранить ему верность друга, обожать как возлюбленного. Нужно быть честным, трудолюбивым, скромным и покорным Господней воле. Чтобы познать Божью благодать, нет нужды ходить в храмы, куда человека низкой касты могут вообще не пустить. Бог везде и повсюду, но прежде - в твоей душе; Бог понимает любой язык, лишь бы молитва шла от чистого сердца, лишь бы ты испытывал к Богу искреннее и неподдельное бхакти (буквально - сопричастность, преданность, любовь). Основателем учения сикхизма стал Нанак.
Вооружение сикхов
Родиной Нанака был Пенджаб - Пятиречье на северо-западе Индии (включая и современный нам Пакистан); здесь, в окаймленных горами древнейших в мире центров земледелия, житница Индии. Обитатели этих мест — испокон веков люди рослые, хорошие воины.
Со времен Александра Македонского ни один завоеватель не чувствовал себя в этих краях спокойно. Одни пенджабцы исповедовали индуизм, другие - ислам; индусы и мусульмане веками жили бок о бок, делили горе и радость, возделывали поля, пасли скот, занимались различными ремеслами, торговали, строили города и крепости (особенно славился своей красотой и богатством Лахор).
О Нанаке сложено немало легенд, в которых непросто отделить подлинные факты от вымысла. Известно, что родился он в 1469 году в деревне Талванди и принадлежал к кхатри — касте торговцев, продавал зерно, был женат и имел двух сыновей. Но столь будничная жизнь не слишком его привлекала, он предпочитал общество святых людей и больше думал о Боге, чем о выгоде. Однажды Нанака пригласила в гости сестра, муж которой служил управляющим у местного феодала Даулат Хана. Она рассчитывала, что брат последует примеру ее супруга и станет «жить как все». Но именно в Султанпуре, где находился двор Даулат Хана, Нанаку явилось божественное откровение, и он навсегда отринул все мирское.
Согласно сказаниям о Нанаке, составленным его учениками (их можно прочитать в русском переводе Л.В.Хохловой и Б.А.Захарьина), Нанак поражал своей необыкновенной способностью проникать в умы и души людей. Однажды, гласит одна из легенд, Даулат Хан и мусульманский судья-кази творили намаз. Присутствовавший при этом Нанак рассмеялся, что очень возмутило кази. На вопрос о причине смеха Нанак ответил: «Намаз ваш не услышан Богом!». И пояснил, что, приступая к молитве, оба мусульманина'™ обратились думами к Богу, но потом кази вспомнил об обыденном: в его доме недавно ожеребилась кобыла, и кази боялся, как бы жеребенок, бродя по двору, не свалился в колодец. И судья, мысли которого так верно угадал Нанак, был пристыжен. Немало существует и других легенд о проницательности Нанака и сотворенных им чудесах.
Как и последователи бхакти, Нанак проповедовал беззаветную любовь и преданность Богу, но отвергал иконы и идолов. Он утверждал, что индусы и мусульмане - одно целое, что Бог един для всех и пребывает везде.
Среди учеников Нанака были индусы и мусульмане, бедняки и богатые. Все они называли его гуру - учителем, а себя сикхами - учениками. Большинство сикхов происходили из ремесленной и торговой среды, и гуру прибегал в своих проповедях к понятным им символам и сравнениям: «Эй, бродячий торговец, пусть торговля твоя будет священным писанием, пусть повозку твою везут кони истины, собирай добрые дела на дорожные расходы и не задерживайся в пути». Внимавшим ему крестьянам Нанак говорил так: «Пусть разум твой будет пахарем, добрые дела пахотой, скромность - орошением, тело твое пусть признавал деления на касты и считал, что «все создания имеют одно прибе: жище — Бога». Он учил сикхов We почитать брахманов и мулл, но жить и работать с мыслью о Боге, быть милосердным и скромным. Он презирал монашество и аскетизм, порицал собиравших подаяние святош: «Лишь тот, кто зарабатывает себе хлеб в поте лица и делится с ближним, знает истинный путь в жизни».
Чтобы сплотить своих последователей и сделать их подлинно равными, Нанак ввел совместные трапезы. Индуизм категорически воспрещает принимать пищу из рук или в присутствии человека другой касты, и совместные трапезы в сикхской общине, принятые Гуру, преемники Нанака (он умер в 1539 году), содержали на пожертвования членов общины огромную кухню, где готовили еду для себя и кормили всех нуждавшихся. Постепенно складывались уклад и культ нового вероучения — сикхизма. Сперва у сикхов отсутствовало священное писание, но в начале XVII века была составлена «Ади Гранта», «Изначальная Книга» - поэтическая антология, сборник гимнов, сложенных гуру и поэтами-проповедниками бхакти, которых сикхи также чтили как своих учителей. Гимны из этой книги сикхи до сих пор поют на своих молитвенных собраниях, а экземпляр «Ади Гранта» всегда лежит в гурудва-рах - храмах (или, вернее, молитвенных домах). Как и многие представители западноевропейской Реформации, сикхи обходились без священнослужителей, каждый общался с Богом сам, творя обязательную молитву на рассвете и участвуя в молитвенных собраниях.
Сикхи создали, по сути, государство в государстве. У них была столица - Амритсар с главной святыней, Золотым храмом, был собственный правитель, носивший у пояса два меча в знак духовной и светской власти, была административная система, армия, налоговый аппарат, казна. В ряды сикхов принимали всякого, кто признавал власть гуру, заявлял о своей вере в единого Бога, соглашался платить десятину и участвовать в общих трапезах. Лагерь сикхов пополнялся за счет всех обиженных и угнетенных, а таких в Могольской империи было немало.
С преобразованием сикхской общины менялось, разумеется, и отношение к ней могольской власти. Когда-то падишах Акбар, реформатор и вольнодумец, считавший все религии равно истинными, отнесся к сикхам с интересом, уважением и даже защищал их от нападок фанатичных брахманов. После гибели гуру Арджуна ситуация резко изменилась. В сикхскую общину потянулись все недовольные властью Моголов, а правители империи не собирались больше терпеть на северо-западе своих владений воинственных и независимых «подданных». Война была неминуема.
С 1628 по 1634 год могольские наместники Пенджаба направили по приказу из столицы не менее четырех карательных экспедиций против сикхов. И сикхи не без успеха противостояли хорошо обученным войскам. Чтобы расколоть общину противник не жалел денег и усилий.