Найти тему
ХХ век в войнах

Действия германского вспомогательного крейсера "Метеор" в Северном и Белом морях летом 1915 года

Вспомогательный крейсер "Метеор"
Вспомогательный крейсер "Метеор"

История германского вспомогательного крейсера "Метеор" была весьма примечательна. Этот корабль был построен в 1903 году на верфи шотландского города Лейт в качестве коммерческого парохода, получившего название "Вена". Его тоннаж составлял 1912 тонн, максимальная скорость достигала 14 узлов, а дальность плавания экономическим ходом - 5000 морских миль. Когда Британия вступила в войну против Германии, "Вена" находилась в немецких территориальных водах, а потому была конфискована и сменила флаг. Британское происхождение парохода сразу навело новых владельцев на мысль использовать корабль в военных целях для скрытных действий на неприятельских коммуникациях. Поэтому в начале 1915 года он был переоборудован в Вильгельмсхафене во вспомогательный крейсер, получивший имя "Метеор" в честь канонерской лодки, чей экипаж отличился в морском бою у Гаваны во время Франко-прусской войны. Видимо, для усиления символической параллели командиром новой боевой единицы кайзеровского флота был назначен корветтен-капитан Артур Фридрих Вольфрам фон Кнорр - сын адмирала Эрнста Вильгельма Эдуарда фон Кнорра, командовавшего в 1870 году еще в бытность свою капитан-лейтенантом той самой канонерской лодкой "Метеор".
Хотя корабль теперь считался вспомогательным крейсером, по сути это был минный заградитель. Его артиллерийское вооружение состояло всего из двух орудий калибра 88 мм и двух скорострельных 37-мм пушек. Зато он мог принять на борт до 374 морских мин, что позволяло выставлять солидные заграждения на вражеских коммуникациях.

29 мая 1915 года команда "Метеора" во главе с корветтен-капитаном фон Кнорром вышла в свой первый боевой поход. Ее задачей был прорыв в Белое море и установка минных заграждений на маршрутах, по которым ходили британские корабли, доставлявшие военные грузы в Архангельск. Это непростое предприятие увенчалось блестящим успехом. Благодаря точным разведывательным донесениям, получаемым от подводной лодки U-19 под командованием капитан-лейтенанта Константина Кольбе, "Метеор" смог пройти через линию британской морской блокады незамеченным. Выйдя в акваторию Белого моря, экипаж вспомогательного крейсера выставил там десять минных линий, а затем направился к родным берегам. Во время обратного перехода замаскированный под безобидный транспорт "Метеор" остановил и захватил три нейтральных парохода (два шведских и один норвежский), перевозивших контрабандные грузы. Самый большой из них, шведский "Торстен" тоннажем в 1634 тонны, немцы взяли в качестве приза и привели в Германию вместе со всеми пленными моряками и наиболее ценными трофеями, а два других были затоплены.
На протяжении всего похода германский рейдер ни разу не был обнаружен противником, а потому произведенные минные постановки возымели сокрушительный эффект. В период с 10 июня по 22 октября 1915 года на выставленных "Метеором" минах подорвались девять британских кораблей, два российских, два норвежских и одна американская шхуна. При этом лишь три из них, включая переоборудованный из океанского пассажирского лайнера вспомогательный крейсер "Арланца", остались на плаву и в дальнейшем были отремонтированы, а остальные затонули. Общий тоннаж потопленных таким образом кораблей составил 25550 тонн.

Корветтен-капитан Артур Фридрих Вольфрам фон Кнорр
Корветтен-капитан Артур Фридрих Вольфрам фон Кнорр

Впечатляющий результат первого рейда послужил тому, что в июле вооружение "Метеора" было значительно усилено. В дополнение к уже имеющейся артиллерии корабль получил одно 150-мм орудие, и кроме того, два 450-мм торпедных аппарата. Следующий поход планировалось осуществить в начале августа. Теперь Вольфрам фон Кнорр и его команда должны были выставить мины в заливе Мори Ферт у восточного побережья Шотландии.
6 августа вспомогательный крейсер, замаскированный под российский транспорт, вышел в море и при помощи производившей разведку подводной лодки U-17 под командованием капитан-лейтенанта Ханса Вальтера благополучно достиг заданного района. После завершения минной постановки "Метеор" направился по обратному маршруту, однако из перехваченных радиопереговоров британцы смогли узнать о появлении германского корабля близ своих берегов и приняли меры к его перехвату. В Северное море со своих баз вышли четыре эскадры легких крейсеров, насчитывавшие в общей сложности 14 кораблей.
Увы, к несчастью для англичан первым обнаружил противника вовсе не крейсер, а досмотровый патрульный корабль "Рамзи", представлявший собою бывший пассажирский пароход тоннажем в 1520 тонн, который после начала войны был мобилизован и получил вооружение, состоявшее всего из двух 76-мм орудий. "Рамзи" покинул Скапа-Флоу вечером 7 августа и уже в 5 часов утра следующего дня вахтенные заметили на горизонте дым, исходящий из трубы неизвестного судна. Спустя полчаса объект преследования стал хорошо видим, и он показался морякам Его Величества вполне обычным коммерческим транспортом. Тем не менее, британцы дали сигнал остановиться и продолжили сближение для того, чтобы произвести досмотр. Вольфрам фон Кнорр и его команда были готовы к такому развитию событий. Подпустив неприятеля на близкое расстояние, немцы спустили российский флаг, подняли германский, а затем открыли огонь из всех орудий, в результате чего командир британского корабля лейтенант Гарри Рэйби и практически все офицеры, находившиеся вместе с ним на мостике, были убиты. Затем "Метеор" выпустил торпеду, которая попала в корму "Рамзи", и спустя четыре минуты тот затонул, не успев произвести в ответ ни единого выстрела.

Торпедное попадание пришлось именно в ту часть досмотрового корабля, где располагались каюты экипажа, так что потери среди команды, вдобавок к понесенным от артиллерийского обстрела, увеличились еще больше. Из 98 человек, находившихся на борту в момент начала боя, погибли 55, и только 43 британских моряка немцам удалось спасти. Победители отнеслись к недавним противникам чрезвычайно учтиво. Один из матросов, служивших на "Рамзи", вспоминал:

"Как только нас подняли на борт немецкого корабля, его командир, носивший, кстати, Железный Крест, собрал нас на палубе, а затем отправил вниз за сухой одеждой и медицинской помощью. Затем он обратился к нам, сказав, что ему печально видеть нас в столь тяжком положении и он сожалеет, что мы потеряли много храбрых людей, однако так распорядилась фортуна войны. Он также сказал, что поскольку британские офицеры всегда были добры к немцам, попадавшим в плен, то и ему надлежит сделать для нас все, что в его силах."

Фон Кнорр сдержал данное обещание. После того, как пленные получили медицинскую помощь, чистую одежду, еду и сигареты, на палубе "Метеора" состоялась религиозная служба в память о погибших моряках с "Рамзи", которую провел корабельный священник, стоявший за кафедрой, покрытой британским флагом. Затем всем офицерам были предоставлены каюты, а нижние чины с достаточным комфортом разместились в одном из трюмов. Спустя несколько часов к ним добавилось неожиданное пополнение в виде команды 159-тонной датской шхуны "Ясон", перевозившей контрабанду, а потому захваченной и после досмотра затопленной рейдером.

Однако на этом удача германского вспомогательного крейсера закончилась. Несмотря на то, что в помощь ему были направлены дирижабль L-7 и подводные лодки U-28 и U-32, искавшие слабые звенья в цепи неприятельских эскадр, британцам удалось надежно перекрыть "Метеору" путь к отступлению. Понимая, что встречи с многократно превосходящими силами противника, по всей видимости, избежать не удастся, Вольфрам фон Кнорр принял решение затопить свой корабль без боя и тем спасти жизни всех находившихся на борту людей.
9 августа около 11 часов в проливе Скагеррак "Метеор" остановил несколько датских рыболовных шхун, на которые были переведены все немецкие моряки, а также британские и датские пленные. Сам фон Кнорр и еще двое офицеров покинули свой корабль последними, предварительно установив подрывные заряды, и когда британские крейсера обнаружили рейдер, тот уже горел и вскоре затонул.
Некоторое время спустя немцы, дабы избежать недоразумений, попросили датских рыбаков передать моряков с "Рамзи" и "Ясона" на проходивший неподалеку норвежский рыболовный траулер, с которого те вскоре были сняты британским легким крейсером "Аретьюза" и благополучно доставлены в Гарвич. Что же касается команды "Метеора", то она продолжила свой путь к германскому берегу и вскоре в полном составе прибыла к Вильгельмсхафену на датских шхунах.

Оставленный экипажем горящий и тонущий "Метеор". Снимок сделан с одного из британских кораблей, входивших в состав 5-й эскадры легких крейсеров
Оставленный экипажем горящий и тонущий "Метеор". Снимок сделан с одного из британских кораблей, входивших в состав 5-й эскадры легких крейсеров

Так завершился второй и последний боевой поход "Метеора", но успех рейдера не ограничился только лишь потоплением "Рамзи" и "Ясона". Хотя британцы знали примерный район, в котором противник выставил минное заграждение, точные координаты были им неизвестны. Вскоре после 6 часов утра 9 августа находившийся в патрулировании эскадренный миноносец "Линкс" водоизмещением 1072 тонны подорвался на одной из германских мин. Взрыв полностью разрушил носовую часть корабля и эсминец быстро затонул. Его командир Джон Фрэнсис Херберт Коул и еще 69 членов экипажа погибли. Спастись удалось только 22 морякам, которые были подобраны спустя два часа итальянским пароходом "Вулкано".

Боевой путь вспомогательного крейсера "Метеор" оказался непродолжительным, но чрезвычайно ярким и результативным. Всего за два выхода этот рейдер смог потопить 16 кораблей (в том числе два боевых) общим тоннажем в 27 тысяч тонн, плюс еще один пароход ("Торстен") был захвачен и приведен в Германию. Для того, чтобы ликвидировать эту угрозу, британцам пришлось задействовать очень значительные силы. Таким образом, тактика использования небольших переоборудованных транспортов в качестве вспомогательных крейсеров блестяще себя оправдала. Действия моряков получили высокую оценку со стороны командования - все, кто входил в состав экипажа, были награждены Железными Крестами I класса, а отважный капитан фон Кнорр удостоился Рыцарского Креста Ордена Дома Хоэнцоллернов. Затем в сентябре того же года Вольфрам отправился в Турцию, чтобы принять должность командира легендарного крейсера "Бреслау", однако это уже совсем другая история.

Michael Traurig