Найти в Дзене
ActivityEdu

Отличие в 35 раз – не предел: разброс в доходах директоров школ растет

Оглавление

Чуть больше года назад портал ActivityEdu опубликовал яркие примеры колоссального неравенства доходов директоров школ. Так, например, директор крупной московской образовательной организации заработал за 2018 год в 30 раз больше, чем его коллега из небольшой школы в отдаленном районе Республики Алтай. Что же изменилось за год? Анализ данных за 2019 год позволяет сделать вывод, что разброс продолжает расти. Следует отметить, что этот эффект наблюдается при сопоставлении доходов директоров не только крупных столичных образовательных комплексов и маленьких сельских школ, но и расположенных в одном районе субъекта РФ. 

Где найти сведения о доходах

Сведения о доходах, недвижимом имуществе и транспортных средствах директоров школ и членов их семей ежегодно публикуются на официальных сайтах соответствующих управлений или департаментов образования в разделах «Противодействие коррупции», «Коррупции.NET» или «Сведения о доходах».

В августе 2020 года появились в свободном доступе официальные данные о декларированных доходах руководителей образовательных организаций за 2019 год. Так, к примеру, сгруппированную по административным округам информацию о доходах директоров столичных школ можно получить на официальном сайте Департамента образования и науки города Москвы.

Примеры финансового неравенства

Сначала приведем несколько характерных примеров неравенства годовых доходов руководителей школ, расположенных в одном районе субъекта РФ.

На сайте управления образования администрации Усть-Коксинского района Республики Алтай в разделе «Коррупции.NET» представлены сведения о доходах руководителей муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений района за 2019 год. Максимальный (1 746 930 рублей) и минимальный (295 776 рублей) годовые доходы директоров школ этого района отличаются в 5,9 раза.

На сайте управления образования Казани в разделе «Противодействие коррупции» знакомимся со сведениями о доходах директоров школ Ново-Савинского района столицы Республики Татарстан и обнаруживаем разброс в 6,3 раза (от 607 235 до 3 836 790 рублей).

На сайте Департамента образования и науки города Москвы в соответствующем файле открываем вкладку Южный административный округ (ЮАО) и видим, что максимальный годовой доход директора школы в ЮАО (10 393 398 рублей) превышает минимальный (1 709 373 рублей) в 6,1 раза.

Если в 2018 году максимальный разрыв в годовых доходах директоров образовательных организаций, расположенных в одном районе субъекта РФ, составлял 3-4 раза, то в 2019 году обычным явлением стали отличия в 6 раз.

Отличие в 35 раз

В прошлогодней статье «Зарплаты директоров школ отличаются в 30 раз: почему так происходит» был приведен пример колоссального неравенства: суммарный доход за 2018 год директора маленькой сельской общеобразовательной школы, расположенной в отдаленном районе Республики Алтай, оказался в 30,9 раза меньше годового дохода руководителя одной из московских школ.

Данные о доходах руководителей образовательных организаций за 2019 год свидетельствуют: пропасть между «богатыми» и «бедными» продолжает углубляться. Чтобы установить этот факт, не потребовалось просматривать доходы директоров всех 40 с лишним тысяч российских школ. Достаточно взять данные из предыдущего раздела статьи: суммарный доход за 2019 год одного из столичных директоров в 35,1 раза превышает годовой доход руководителя сельской школы из Усть-Коксинского района Республики Алтай.

Для полноты картины добавлю, что при сопоставлении доходов руководителей крупных образовательных центров в Москве и таких же в регионах отличий в 35 раз обнаружить не удалось, хотя и маленькими разбросы не назовешь. Например, уже упоминавшийся годовой доход директора московской школы из ЮАО (10 393 398 рублей) превышает доход руководителя крупного образовательного центра в Самарской области (1 635 811 рублей) в 6,4 раза.

Непрозрачность системы оплаты труда

При обсуждении в соцсетях прошлогодней статьи о доходах директоров школ развернулась дискуссия: можно ли считать прозрачной систему оплаты их труда.

А в чем проблема? Тут ведь все просто!
 1. Зарплата директора зависит от средней учительской зарплаты по школе (без учета стимулирующих). В Москве средняя зарплата значительно выше, чем в регионах. Вот отсюда и разница!
 2. Разница внутри региона объясняется следующим: чем больше у директора в подчинении персонала, тем больше его зарплата.
 И ещё: не уверен, что в качестве иллюстрации корректно ссылаться на декларацию о доходах за один год. Моя бывшая директриса как-то возглавила топ-10 самых богатых директоров школ, о чем было торжественно сообщено одним из местных телеканалов. Вот кто учителей обирает! А она в тот год квартиру продала, – такова точка зрения одного из самых активных участников дискуссии.

Сначала несколько слов о корректности рассмотрения декларации о доходах за один год. В том случае, если директор школы в отчетный период продал квартиру и/или другое имущество, в графе «Декларированный годовой доход» указывается: «в том числе от продажи имущества». Такие случаи в качестве примеров не рассматривались. Сообщу лишь, что в Москве несколько директоров школ задекларировали суммарные годовые доходы (с учетом доходов от продажи имущества) в размере 13-16 млн рублей.

Что касается прозрачности системы оплаты труда, то активный участник дискуссии сам точно указал на главную проблему – зарплата директора зависит «от средней учительской зарплаты по школе». Даже руководители Минпросвещения, привыкшие выступать в стиле «все хорошо, прекрасная маркиза», вынуждены признать «непрозрачность и непонятность» процедур формирования размеров оплаты труда педагогических работников. Совсем недавно о сложности расчета и отсутствии единых подходов к определению размера заработной платы учителей даже на уровне одного муниципалитета говорил замминистра просвещения Виктор Басюк.

Но и это еще не все: средняя зарплата учителей – это большое лукавство. Спикер Госдумы Вячеслав Володин обратился к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину с предложением отказаться от понятия средней зарплаты, назвав этот показатель некорректным.

Вот и решайте сами, можно ли считать прозрачной систему оплаты труда руководителей образовательных учреждений, если она опирается на среднюю зарплату педагогов.

Повторю тезисы из прошлогодней статьи. Руководители крупных образовательных центров должны иметь высокие зарплаты, но точно так же я уверен и в необходимости достойной оплаты работы директора скромной школы даже в самом отдаленном населенном пункте нашей страны. Отличий в 30-35 раз, на мой взгляд, не должно быть в принципе, причем снижать разброс в доходах нужно за счет существенного увеличения зарплаты директора алтайской школы, а не сокращения уровня оплаты труда руководителя крупного образовательного комплекса в Москве.

Требуется коррекция курса

В 2015 году Организация Объединенных Наций представила 17 глобальных Целей в области устойчивого развития (ЦУР) на период до 2030 года. Одна из целей – уменьшение неравенства.

Можно ли столь большой разброс доходов директоров школ назвать вполне типичным для российской экономики явлением? Безусловно. Россия – страна с одним из самых высоких уровней неравенства по доходам, и в еще большей степени – по имуществу. 10% самых богатых людей нашей страны владеют более 80% активов, созданных после перехода к рыночной экономике.

Портал ActivityEdu уделяет повышенное внимание разным аспектам образовательного неравенства и публикует материалы о неравенстве в доступе к образованию в регионах, цифровом неравенстве, а также социальном неравенстве, ярко проявляющемся на стыке общего и высшего образования, школы и вуза. Не решив проблему, Россия едва ли сможет претендовать на попадание в десятку лучших по школьному образованию стран.

В недавно вышедшем обзоре о реализации ЦУР в России отмечается и неравенство в системе здравоохранения, проявляющееся в том, что многие уязвимые категории населения не имеют доступа к качественному лечению.

К сожалению, нет никаких оснований считать, что Россия уверенно движется к заветной цели – уменьшению неравенства. Полагаю, что увеличивающийся с каждым годом разрыв в доходах, в том числе и директоров школ, свидетельствует о необходимости существенной коррекции курса страны.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.