(Gibraltar, 2013, Франция)
Какая, однако, нажористая и сочная мораль у этого французского криминального триллера семилетней давности! Прямо не триллер, а басня дедушки Крылова в соавторстве с дедушкой Дарвином!
Причём такое впечатление, будто эта якобы имевшая место в жизни история экранизирована на деньги... мафии! Ибо, посмотрев "Осведомителя", вряд ли кто-либо в здравом уме и трезвой памяти захочет пойти по стопам его героя - француза Марка Дюваля (Жиль Леллуш), хозяина бара из Гибралтара.
А всему виной, как обычно, большие и лёгкие деньги, будь они неладны!
Так уж вышло, что бизнесмен из мсье Дюваля был хреновый. И даже в жарком Гибралтаре, где плотность населения, по последним данным, составляет 5100 (!) человек на квадратный километр, Марк умудрялся терпеть убытки на торговле выпивкой. Из-за чего дважды становился банкротом, да и на начало фильма сидел по уши в долгах и кредитах. А ведь у него ещё и была семья: жена, новорожденная дочь, а также сестра, которой патологически не везло с мужьями.
Спасательный круг прилетел оттуда, откуда не ждали - из французской таможни. Чей инспектор предложил Дювалю подслушивать разговорчики тусующихся у него в баре контрабандистов. Ясен фиг, не задарма и не из чувства гражданского патриотизма. За ценную наводку информатору полагалась премия - 10% от рыночной цены пойманного нелегального груза. То есть, если, к примеру, таможня с подачи Марка конфискует пару тонн наркотиков, он сразу погасит все свои долги, да ещё на открытие второго бара баблишко останется.
Блин, ну просто шикардос! Где подписать, когда к работе приступать?
Тут, разумеется, всяк читающий эти строки живо скумекает: ага, было бы всё и впрямь идеально, кому приспичило бы снимать об этом фильм! Абсолютно верно. Добро-то Марку таможня дала, да только забыла предупредить обо всех подводных камнях этой "разведдеятельности". И о том, что правительство - та ещё динамо-машина, когда речь заходит о выплате обещанных гонораров. И что подставить или сдать тебя кому-то, или полностью от тебя откреститься для него не проблема. А уж про то, что любая инициатива на службе у государства тяжко наказуема, можно и не заикаться. Эту прописную истину подошедший к своей новой работе творчески Дюваль тоже однажды для себя откроет, отложив попутно от страха три поддона кирпичей.
Его лавированию между Сциллой (мафия) и Харибдой (таможня) и посвящена эта история. При том ещё неизвестно, кто из них будет коварнее. Нет, конечно, Марк давно подозревал, что живёт в сволочном мире, но, оказывается, что настоящих сволочей он до сей поры ещё не видывал.
Хотя, с другой стороны, он и сам не вызывает сочувствие у зрителя. Пускай Дюваля и изображают нам, как вконец запутавшегося многострадальца, но особых симпатий к нему не возникает и болеть за его успех не больно-то хочется.
***
В общем, как я и отметил в первом абзаце: перед нами не столько криминальный триллер, сколько фильм-басня о том, что верить в этой жизни нельзя никому. А вероломным служителям закона - едва ли не в первую очередь. Причём подаётся нам эта мораль не унылым открытым текстом, а через калейдоскоп остросюжетных событий на фоне живописной Гибралтарской скалы. Поэтому смотреть "Осведомителя" совсем не скучно и вдобавок поучительно, даром что в России кино не снискало ни большой, ни вообще какой-либо известности.