Мадам Рекамье (1777 —1849) — известная красавица, хозяйка знаменитого литературно-политического салона, бывшего интеллектуальным центром Парижа.
Её имя стало символом, олицетворявшим хороший вкус и образованность. Она была «звездой» европейского масштаба, о которой говорили в России и Англии, в Италии и Германии.
Мадам Рекамье (урождённая Жанн Франсуаз Жюли Аделаида Бернар) – эта необыкновенная женщина на протяжении многих лет после революции во Франции слыла первой красавицей, сводившей мужчин с ума. Знаменитая парижская красавица, самая известная в истории хозяйка литературного салона.
Живописцы Жерар и Давид увековечили её портрет. Образ Рекамье для многих мужчин был воплощением совершенства.
Она разбила сердце Люсьену Бонапарту, брату императора Наполеона. К её прекрасным ножкам готовы были пасть князь Меттерних, герцог Веллингтон, писатель Константин Де Ребек, прусский князь красавец Август. Все великие мужи столетия влюблены в мадам Рекамье. Среди ее ухажеров были и Ампер, и Бенжамен Констан, и Шатобриан, который, возможно, был кем-то большим: это так и останется "тайной Рекамье".
С годами список побед мадам Рекамье лишь пополнялся. Для мужчин она становилась наваждением. Разлука с ней казалась невыносимой.
Источником её власти была двоякость, которая застигала мужчин врасплох. В первую очередь её ангельское личико и недоступность вызывали чувства, близкие к преклонению и обожанию, и будили родительский инстинкт. Но вместе с этим наружу прорывалось другое свойство, которое будоражило воображение, призывало к флирту, во взоре читался призыв, в безудержном танце проявлялась бьющая через край весёлость.
Сен-Бов называет ее "сладким гением". Гением, который мадам Рекамье с самого начала применила против Наполеона. Она была в курсе всех заговоров против Императора, так как большинство из них зарождались в ее салоне. Прибежище интеллектуалов, место, где собираются самые блестящие умы того времени, салон мадам Рекамье, таким образом, становится одним из самых свирепых центров оппозиции имперскому режиму.
Жюли пятнадцать, когда она выходит замуж за Жака-Роже Рекамье, богатого банкира 27-ью годами старше ее. Действительно ли она являлась дочерью ее официального отца, лионского нотариуса Жана Бернара? Или дочерью самого Жака-Роже Рекамье, который, как утверждают, имел роман с ее матерью? Это остается неясным. Как бы то ни было, это объясняет, почему в этом браке не было супружеских отношений, чему есть подтверждения.
В её жизни многое очень запутанно и непонятно. Первая тайна, которая будоражит наше воображение, тайна её замужества. Девичья фамилия мадам — Бернар. Очаровательная мать Жанны-Франциски-Юлии-Аделаиды (таково ее полное имя) передала дочери свою красоту и умение за ней ухаживать. Некоторые злые языки утверждали, что заодно дочка получила в наследство и маменькиного любовника. Во всяком случае банкир Рекамье не скрывал, что старшая мадам Бернар, замужняя женщина, вызывала его симпатию. Окружающие же выражались более прямо: якобы Жанна-Франциска — родная дочь банкира и он решился попросить её руки, чтобы богатство не уплыло из семьи, ибо одинокому мсье Рекамье некому было передать нажитое. Было ли это правдой, трудно сказать. Известно лишь одно — старый муж никогда не прикоснулся к своей избраннице как мужчина.
Свадьба состоялась в самый разгар политических потрясений во Франции в 1793 году. Невеста неожиданно оказалась счастлива, что видно из её писем, хотя сложно представить себе молодую девушку, у которой муж — всего лишь друг, счастливой.
Время смут быстро миновало, и нравы Франции после революции приобрели некоторую фривольность. Воспитание, полученное мадам Рекамье в юном возрасте, пригодилось теперь, когда мода стала эксцентричной, вызывающей. Жюльетта (так часто её называл муж) вспомнила, как мать учила её одеваться, причёсываться, и её уроки не прошли даром. Мадам Рекамье блистала в прекрасных туалетах — всегда в белом платье, с обнажёнными ногами в котурнах и изумрудами на пальцах рук, она заставила Париж говорить о своей красоте и изысканности.
Жак Рекамье, гордый своей женой, купил ей замок, в котором молодая женщина получила возможность исполнить давнюю мечту — устроить салон для приёмов замечательных людей своего времени. Согласитесь, не каждый сможет удержать и даже заинтересовать знаменитостей.
В период Террора её муж делает всё возможное, чтобы защитить её от влияния парижского общества, которое считает испорченным. Напрасно — девушка становится одной из центральных фигур общественных событий. Её грация привлекает взгляд каждого мужчины, включая Люсьена Бонапарта, который в 1799 году страстно добивается её.
Мадам Рекамье сумела стать настоящим центром притяжения для культурной элиты. Причём делала она это не только в Париже, и не один десяток лет. К ней тянулись в любом местечке, где она волей судеб оказывалась, и длилось это паломничество в салон мадам Рекамье всю её жизнь.
Однажды на огонёк к ней заглянула мадам де Сталь. Это оказалась самая значительная встреча для Жюльетты. Начало их дружбы относится к 1798 году. Писательнице 32 года, мадам Рекамье 21. С этого дня их жизни сливаются в единое целое на двадцать лет. Они такие разные и так дополняют друг друга. Одна — сила и упорство, натиск и мозговой штурм. Другая — грация и понимание, слабость и прощение.
Их связывала более нежная дружба, чем обыкновенно бывает у подружек. Мадам де Сталь ввела Жюльетту в литературный мир, и тем самым банальная жизнь хорошенькой женщины не затянула Рекамье. Она отклоняет ухаживания поклонников-мужчин. Хотя из писем видно, что увлекались Жюльеттой надолго и всерьёз.
Только любовью одного человека Жюльетта дорожит по-прежнему — это мадам де Сталь. В 1802 году Жюльетта вместе с матерью едет в Англию, куда прибывает в ореоле международной славы и где её ожидает успех в свете. С ней обходятся, как с королевой. Мадам Рекамье зажигает Англию. Её очевидная изобретательность привлекает людей; она держит своих поклонников на расстоянии, не огорчая окончательным отказом.
В 1806 году Жюльетту постигают несчастья — умирает её горячо любимая мать и разоряется муж. Несмотря на это мадам Рекамье не покидают друзья. Мало того, оказавшись без денег и лишённая возможности помогать, как обычно она это делала, другим, Жюльетта приобретает все новых и новых поклонников.
А сама она рвётся к подруге в маленький городок Коппэ, где теперь проживает мадам де Сталь. Здесь она встречает мужчину, искренне заинтересовавшего её — прусского принца Августа. Впервые, спокойное к мужской силе, сердце Жюльетты забилось неровно. Принц просит её руки, но как быть со старым, обедневшим мужем, который так или иначе поддерживал нашу героиню всю жизнь. Мучительные сомнения терзают душу Жюльетты. Она просит развода у Рекамье, потом сама же отказывается от него, она то отвечает Августу на пылкие признания, то пишет ему холодное письмо. Наконец, в 1808 году мадам Рекамье даёт решительный отказ.
Прусский князь Август, племянник Фридриха Великого, красавец и сибарит, легко покорявший женские сердца, в 1807 году решил посетить дом французской писательницы мадам да Сталь. Он был торжественно принят и представлен гостям. В ходе вечера дверь внезапно раскрылась и в салон вошла тридцатилетняя мадам Рекамье, которая нарочно задержалась у себя в комнате.
Проведя с ней в замке две недели, самый завидный жених Европы забыл обо всех своих холостяцких вольностях и просил руки мадам Рекамье, умоляя переехать в Пруссию. Она дала согласие. Август поспешил домой просить разрешения семьи на женитьбу. Он забрасывал её любовными письмами, чувствовал, что сходит с ума. И наконец, получил письмо: ОНА ПЕРЕДУМАЛА.
Немного позже он получил от неё в подарок знаменитую картину. Портрет кисти Жерара, где мадам Рекамье изображена на кушетке. Князь не мог оторвать глаз от картины, пытаясь понять тайну её взгляда.
Он пополнил ряды её побед, словно дерево, спалённое молнией…
После смерти принца подарок этот, согласно его завещанию, был возвращён мадам Рекамье.
Принц Август Прусский заказал свой парадный портрет на фоне портрета мадам Рекамье кисти Жерара
Настоящая социальная жизнь мадам Рекамье начинается с приходом Консулата: всё высшее общество в ослепительной своей роскоши появляется в Некер-отеле. Это показушное сооружение, настоящий музей, становится местом встречи парвеню нового режима, а также ностальгически настроенных фигур старого. Число её поклонников ещё более увеличивается.
После 1807 года дружба мадам Рекамье с мадам де Сталь лишь усилит ярость Наполеона. Пять лет Жюли проводит с Жерен де Сталь, которая, преследуемая Наполеоном, переезжает из Парижа в Копп, затем в Шомон-сюр-Луар.
Только одно продолжает поддерживать нашу героиню — неизбывный интерес к людям, молодёжи, которая постоянно собирается в домах, где хозяйкой становится мадам Рекамье. Дело дошло до того, что сын мадам де Сталь тайно влюбился в подругу матери. Но сама Жюльетта берет на воспитание юную племянницу своего мужа, и с тех пор девушка никогда не покидает свою названую мать, став для неё верной помощницей.
В 1811 году эта дружба станет причиной запрещения мадам Рекамье появляться ближе, чем в 100 милях от Парижа. Она решает путешествовать. Мюрат с радостью принимает её в Неаполе.
Новости об отречении её мучителя, 6 апреля 1814 года, позволяют ей вернуться. Салон вновь открывается и она возобновляет свои отношения с мадам де Сталь, которая также возвратилась в Париж.
18 мая 1817 году мадам Рекамье, которой только что исполнилось сорок лет, была приглашена на ужин к своему другу, который представил её Шатобриану. Вспышка страсти к нему будет озарять всю её оставшуюся жизнь. Для Жюли наступают новые дни. Её салон принимает больше интеллектуалов и артистов, чем раньше. Так продолжается четверть столетия, до самой смерти «сладкого гения».
В 1817 году мадам де Сталь умирает на руках у Жюльетты. С трудом Рекамье переживает такую страшную потерю, но, как истинная женщина, она не может существовать без сильной, властной руки.
И тут на горизонте её жизни появляется Шатобриан. Когда-то его уже знакомили с Жюльеттой, но тогда, много лет назад, у неё была мадам де Сталь, теперь же она охотно ответила на ухаживания поэта. Непомерный эгоизм и жёсткость Шатобриана сделали его властелином Жюльетты.
Поэту было уже 50 лет, и он был женат на красивой и порядочной женщине. Терзания мадам Рекамье только тешили его тщеславие. Много лет Жюльетта отдала своему неблагодарному поклоннику, по-своему, видимо, любившему её. Трудно с пониманием относиться к мужчине, который в одном письме пишет жене: «Как можете Вы верить этим сплетням насчёт мадам Рекамье?» А в другом Жюльетте: «Не отчаивайтесь, мой прекрасный ангел. Я Вас люблю. Я буду Вас любить всегда».
Наконец, терпение Жюльетты иссякло. Не желая больше терпеть измен, мадам Рекамье под предлогом нездоровья воспитанницы уезжает в Италию. С ней следуют туда и её новые поклонники Баланш и Ампер. Вдалеке от возлюбленного её сердце успокаивается в кругу верных друзей.
Через два года Жюльетта возвращается в Париж и выдаёт воспитанницу замуж. И вот уже совершенно седая, но по-прежнему в белом платье она вновь встречается с Шатобрианом. Но чувств больше нет, все отболело, и ничто уже не может смутить их дружбы. Да и остальные поклонники плавно перешли в статус хороших друзей, которые старятся и умирают вместе с неумолимо бегущим временем.
И только принц Август по-прежнему шлёт слегка ревнивые и влюблённые письма: «Я слишком люблю правду, чтобы её осуждать, даже если она меня ранит, но я должен сознаться, что не достиг совершенства, нужного, чтобы переходить так быстро от одной симпатии к другой… Найдя такого любезного утешителя, как г. Шатобриан, Ваша тоска, я уверен, не будет долгой, и после того, как Вы обретёте г. Шатобриана, Вы займёте видное место среди миссионеров…»