Найти тему
4,7K подписчиков

Почему макулатура - это табу для татар?

419 прочитали

Речь идёт, конечно, о дореволюционных татарах. О людях ушедшей эпохи. Таких больше нет. В день российских библиотек, конечно, можно было написать много хорошего и про дореволюционные татарские библиотеки. Но настроение такое, что лучше - про макулатуру. Тем более она была не простая.

Раньше татары были другими...
Раньше татары были другими...

Менталитет татар вообще раньше был другим. Книга и книжность, ученость были тогда в огромном почете. "Укымышлы кеше" - это было все. В дореволюционной России приобрели большую популярность даже специальные татарские книжные каталоги, известно около 100 таких списков. А еще вплоть до начала ХХ века, несмотря на значительное количество лавок с печатной продукцией в городах, сохранилась и традиционная форма книжной торговли.

Неофициальные представители татарских торговых фирм возили книги по селам и деревням, по замечанию современника, «сбывают их тысячами, так как мусульманские книги вообще очень дешевы и по цене доступны почти каждому простолюдину».

В начале ХХ века появились и такие вот чудесные образцы татарских детских книг.  Одна из книг Габдуллы Тукая. Фото из личного архива.
В начале ХХ века появились и такие вот чудесные образцы татарских детских книг. Одна из книг Габдуллы Тукая. Фото из личного архива.

Каждый более менее образованный татарин стремился стать настоящим "укымышлы кеше" . А у сегодняшних татар совсем другие герои / кумиры. Но не будем о грустном.

Уважительное отношение к книге и высокая культура чтения у татар XIX столетия были связаны с почитанием Корана. В начале 1890-х годов, по замечанию русского автора, хорошо знакомого с мусульманским печатным делом, татары больше всего брали книги "богословские, покупать которые считает своим долгом каждый благочестивый мусульманин...."

Среди многочисленных татарских пословиц о книге есть и такая: «Китапсыз өй – ишәк абзары» (Дом без книги – это хлев для осла), т.е. все материальные блага ничего не стоили, если у человека не было ни одной книги.

Еще одним показателем уважительного отношения к Корану являлось то, что его всегда держали в доме на самом высоком месте (иногда имелась специальная полочка), класть какой-либо предмет выше священной книги считалось грехом.

Ученый Гали Рахим отмечал, что татары трепетно относятся не только к книге, но и вообще к исписанной бумаге.

Гали Рахим был знатоком татарской истории и литературы. Подготовил в 1920-е годы вместе со своим братом Газизом Губайдуллиным большое исследование об истории татарской литературы.
Гали Рахим был знатоком татарской истории и литературы. Подготовил в 1920-е годы вместе со своим братом Газизом Губайдуллиным большое исследование об истории татарской литературы.

По словам Гали Рахима, татары никогда не выбрасывали и не жгли ни одну тетрадь, ни одну бумажку, даже самую незначительную. По всей видимости, боялись, что там могут быть написаны изречения из Корана или другого рода священная информация, которую нельзя осквернять. Поэтому все ненужные домашние бумаги обычно хранились в чердаке мечетей. Из-за этого еще в начале XX века татарские ученые находили в деревнях весьма интересные, с научной точки зрения, рукописные сочинения, и даже ярлыки ханов.

Как хорошо, что не утилизировали!

Не теряли надежды и советские исследователи (хотя в это время получило распространение совершенно варварское отношение к наследию предков), порой им тоже открывались самые разные сокровища письменной культуры татар. Современным ученым везёт все меньше и такие находки - большая редкость.