Мотоциклы чаще всего классифицируют по типам, которые основываются на целевом назначении мотоцикла. Классификация не всегда однозначна, поэтому разные авторы могут трактовать названия по-разному.
Дорожные
Классик – мотоцикл классической компоновки.
Наиболее универсальные мотоциклы. Исторически предшествовали всем остальным. Мотоциклы этого типа обеспечивают прямую посадку. Существуют другие названия: Стритфайтер («уличный боец»), Нэйкед(«голый», имеется в виду вариант без полуобтекателя), Неоклассик. Классический мотоцикл это проверенный временем дизайн и компоновка, прямая посадка и неприхотливость в обслуживании, надежность и удобство в эксплуатации. Внешне он может быть немного похож как на чоппер, но не с такой вальяжной посадкой водителя и тоннами хрома, так и на спортбайк, только с более спокойными характеристиками двигателя и длинными тяговитыми передачами.
Например:
Ducati Monster S4
Suzuki Bandit 250-1250
Jawa 350
Спортбайк – дорожные мотоциклы, основанные на моделях для шоссейно-кольцевых мотогонок. Отличаются развитым пластитовым обтекателем, высокооборотистыми двигателями, посадкой в позе эмбриона, высокой мощностью, управляемостью и динамикой при относительно малой массе.
Например:
Ducati 749
Honda CBR600F Hurricane
Kawasaki Ninja ZX-6R
Суперспорт – более мощные, лёгкие, управляемые и скоростные версии спортбайков. Часто представляют собой так называемый «заводской тюнинг» спортбайков.
Например:
Honda CBR600RR
Kawasaki Ninja ZX-6RR
Triumph Daytona 675
Спорт-турер – мотоциклы, промежуточные между спортивными и туристическими моделями. Сочетают качества обоих классов либо предлагают компромиссные варианты.
Например:
BMW K1200GT
Honda Blackbird
Kawasaki ZZR
Турер – мотоциклы, предназначенные для путешествий на большие расстояния. Отличаются комфортной посадкой, топливными баками большой ёмкости, низкооборотистыми двигателями, крупными размерами. Управляемость приносится в жертву комфорту. Туристические мотоциклы имеют большое количество дополнительного оборудования: кондиционеры, магнитолы, подушки безопасности.
Например:
BMW R1200RT
Harley-Davidson Tour Glide
Honda Gold Wing
Чоппер – мощные тяжёлые мотоциклы для неспешных поездок по городу. Стилистика чопперов неизменна с 1950-х годов. Пластиковых обтекателей ни имеют. Обеспечивают удобную прямую и низкую посадку «ногами вперёд» за счёт вынесенных вперёд подножек. Отличаются низкооборотистыми двигателями и обилием блестящих хромированных деталей. Ценятся владельцами за возможность легко и вальяжно кататься, наблюдая окрестности и показывая себя. Чоппер позволяет максимально развить свои фантазии и превратить обычный мотоцикл в совершенно персональное сверкающее хромом чудо, способное выделить своего хозяина из толпы и удивить окружающих. Подножки чоппера вынесены вперед, удобный руль, седло – двухуровневое. Ровные характеристики мотора, благодаря высокому крутящему моменту двигателя, обеспечивают спокойную и уверенную езду.
Боббер – мотоцикл, у которого обычно отсутсвует переднее крыло, задние крыло укорочено, убрано все лишнее для визуального облегчения конструкции.
Предшественниками чопперов были серийные мотоциклы, подвергшиеся переделке для уличных гонок – боббер (англ. bob – короткая стрижка). В отличие от бобберов, у чоппера убирается не только все лишнее – переднее крыло, иногда передний тормоз, глубокое заднее крыло, но также подвергается серьезной переделке и сама рама.
Например:
Боббер
Кастом
Чоппер
Кастом-Чоппер
Кастом (индивидуальный) – (англ. custom – сделанный на заказ) – в единственном или ограниченном количестве, обычно это по-другому оформленные, полностью переделанные серийные модели или построенные «с нуля» мотоциклы. Основная идея такого мотоцикла в том, чтобы он максимально удовлетворял потребностям и представлениям владельца о мотоцикле.
Концепт
Дрифтер / Дрэгстер – мотоцикл для драг-рейсинга (гонок по прямой) по дорогам общего пользования. Отличается большой массой и мощностью.
Например:
Harley-Davidson V-Rod
Yamaha Dragstar
Kawasaki VN1500 Drifter
Также есть и спортивные дрэгстеры использующие в качестве горючего нитрометан, участвующие в заездах на 400 метров.
Скарвер / Минибайк – маленький мотоцикл. При своем небольшом весе и размерах он достаточно быстро разгоняется и неплохо управляется. Самое трудное в минибайке – научиться держать равновесие.
Например:
Внедорожные
Кроссовые – Мотоциклы для кроссовых мотогонок. Зачастую снабжены двухтактными двигателями. Легкий вес, прочная рама, надежная длинноходная подвеска плюс мощный мотор. Часто кроссовые мотоциклы не оборудованы светотехническими приборами и заводятся кик-стартером. Мотоциклы этого класса выпускаются также и в миниатюрных версиях.
Например:
Эндуро – мотоциклы для внедорожного туризма. Мощнее и тяжелее кроссовых. Мотоциклы эндуро пришли с трасс ралли-рейдов. Потеряв в «болотной» и «пустынной» проходимости, они стали комфортней для езды по городским улицам и шоссе, позволяя водителю съехать с асфальта и не бояться достаточно серьезных ухабов, колдобин, бордюров, лестниц и прочих сюрпризов. Основные преимущества мотоциклов эндуро: легкий вес, большие хода подвесок, минимум облицовки и ремонтопригодность.
Например: