Более двух веков назад Адам Смит написал книгу, которая, как считается, положила начало экономической науке. Главный вопрос, к которому он обратился, содержится в названии - «Исследование природы и причин богатства народов». Что удивительно, так это то, насколько прозорливым был Смит. Почти все, что он сказал 240 лет назад, актуально и сегодня.
Современные экономические исследования подтверждают это
Думайте об экономике как об отражении трех фундаментальных характеристик: капитала, рабочей силы и того, что я называю «фактором эффективности». Запас капитала страны состоит из машин, зданий, земли и т. д. Труд состоит из человеческих ресурсов страны, которые используются в производстве. Фактор эффективности определяет, насколько хорошо страна превращает капитал и труд в продукцию.
Теперь давайте перейдем к сути: какой из этих трех факторов больше всего отвечает за различия в ВВП на человека в странах по всему миру? Ответ: это фактор эффективности или КПД. Когда ресурсы распределяются нерационально, при заданном количестве ресурсов будет меньшее количество продукции. Это лучший ответ на вопрос о том, почему одни страны намного богаче других.
Одно из замечательных экономических открытий последних лет заключается в том, что неправильное управление на микроуровне может снизить общую производительность на более высоком уровне. Говоря простыми словами, если в государстве есть проблемы с мелочами — вроде взяточничества на местах и некомпетентных сотрудников, то это отражается на всей системе в целом.
Что вызывает «нерациональное использование ресурсов»?
Во времена Смита и в стране, где он жил (Британия), в основном проводилась плохая политика правительства. Британская корона установила монополии, которые были защищены от жесткой конкуренции на рынке. Средневековые гильдии действовали в антиконкурентных условиях — контролировали производство, цены и доступ к таким ремеслам и профессиям, как текстильщики, каменщики, плотники, резчики и стекольщики.
Оглядываясь на мир сегодня, мы видим множество пережитков этих практик, а также новые — созданные государством трудовые монополии, валютный контроль, контроль землепользования и многое другое.
Вернемся к нашей простой картине экономики как вещи, имеющей капитал, рабочую силу и фактор эффективности. Капитал важен потому, что он напрямую увеличивает объем производства, а также потому, что увеличивает производительность труда. Даже в самых бедных странах соотношение капитала к выпуску очень близко к эталонным японским и американским показателям. Таким образом, различия в физическом капитале практически не влияют на различия в ВВП на одного человека.
А как насчет труда?
Из-за разницы в образовании и навыках уровень человеческого капитала на одного работника значительно отличается в разных странах мира. Грубо говоря, самые бедные страны мира имеют 4-5 лет образования, а самые богатые - 13 лет. Но вклад образования по-прежнему невелик.
Возьмите США и Мексику. ВВП на одного работника в США в 3 раза выше, чем в Мексике. Около 40% этой разницы обусловлено затратами - в основном разницей в уровнях образования между двумя странами. Но полностью 60% связано с эффективностью, что отражается в разнице в учреждениях.
В дальнейшем традиционная экономическая теория учит, что с подобными институтами экономики всего мира будут иметь тенденцию к сближению. То есть более бедные страны будут расти быстрее, а более богатые страны — медленнее. Но этого не происходит. Но если страна не попадает на “эскалатор роста”, ситуация может вообще не улучшиться. Это вызывает озадаченность, особенно если вас беспокоит международное неравенство доходов и богатства.
Читайте также: Как за нами следят в социальных сетях