Найти тему
Основной аэродром

📅 «Воздушный мотоцикл» Ка-10 ОКБ Камова и первый вертолёт компании Robinson. «День в истории авиации» №35 (24 — 30 августа)

Оглавление

Приветствую тебя, читатель! Налей себе чашку кофе или чая и приступай к чтению свежего выпуска дайджеста «Этот день в истории авиации». Сегодня в номере — первый вертолёт компании Robinson, гоночный гидросамолёт Gloster VI, первый реактивный самолёт Италии, «воздушный мотоцикл» от ОКБ Камова и многое другое! Итак — 7 дней и 7 событий. Полетели ✈️

24 августа

24 августа 1924 года — первый полёт летающей лодки FBA Type 19. /Франция/

Франко-британская компания Franco-British Aviation (FBA) известна своими небольшими летающими лодками, выпускавшихся в годы Первой мировой войны для стран Антанты. После войны фирма продолжила продолжила производство летающих лодок, в том числе и для мирного использования. Одним из таких проектов и стала FBA Type 19.

Type 19 был двухместной летающей лодкой-бипланом с тянущим винтом (впервые на лодках FBA). Двигатель Hispano-Suiza 8Fb позволял развить скорость до 184 км/ч. Дальность полёта — 400 км. Военные варианты вооружались 1 × 7,7-мм пулемётом Lewis и могли нести до 200 кг бомб.

Всего выпустили 10 единиц FBA 19 в варианте бомбардировщика-разведчика и транспортного гидросамолёта. Военно-морской флот Франции не устроили характеристики летающей лодки и заказывать большую партию он не стал.

25 августа

25 августа 1929 года — первый полёт гоночного гидросамолёта Gloster VI. /Великобритания/

В 1927 году британский Supermarine S.5 принёс стране третью победу в Кубке Шнайдера. Для закрепления успеха, к следующей гонке англичане построили 2 новых гоночных гидросамолёта. Ими стали Supermarine S.6 и Gloster VI.

Gloster VI представлял собой низкоплан (первый гоночный моноплан компании Gloster) с проволочными расчалками. Внешне сильно напоминал успешный Supermarine S.5. В двух поплавках находились топливные баки, а поверхность крыла была покрыта радиаторами. На самолёт установили двигатель Napier Lion VIID мощностью 1320 лошадиных сил.

К гонке закончили 2 экземпляра Gloster VI. Но из-за проблем с двигателем ни один из них не вышел на старт. Лишь на следующий день после гонки на одном Gloster VI установили мировой рекорд скорости 584,9 км/ч. Он продержался лишь полчаса и был побит на Supermarine S.6. Оба Gloster VI позже передали в гоночную эскадрилью Королевских ВВС для тренировок.

26 августа

26 августа 1975 года — первый полёт военно-транспортного самолёта McDonnell Douglas YC-15. /США/

Война во Вьетнаме выявила недостатки американской транспортной авиации. Основному транспортнику ВВС США — Lockheed C-130 Hercules — нужна была ВПП длиной до 1500 метров, которую невозможно было построить во фронтовых условиях. Поэтому в 1968 году объявили конкурс на средний военно-транспортный самолёт короткого взлёта и посадки. В финал вышли Boeing YC-14 и McDonnell Douglas YC-15.

YC-15 спроектирован высокопланом с Т-образным хвостовым оперением. Развитая механизация крыла + 4 × двигателя Pratt Whitney JT8D-17 обеспечивали короткий взлёт и посадку. Максимальная скорость — 805 км/ч. Дальность полёта с грузом в 17 тонн — 4800 км.

Построили 2 прототипа McDonnell Douglas YC-15. Самолёты неплохо проявили себя, но война закончилась и они оказались не нужны. Какое-то время их использовали для исследовательских полётов. Сегодня один YC-15 находится в музее на авиабазе Эдвардс. Но наработки по проекту YC-15 не пропали даром — он стал основой для транспортного самолёта McDonnell Douglas/Boeing C-17 Globemaster III.

27 августа

27 августа 1940 года — первый полёт опытного реактивного самолёта Caproni Campini N.1. /Италия/

В 1931 году инженер Секондо Кампини опубликовал исследования в области реактивной тяги и предложил проект термореактивного двигателя. ВВС Италии заказали Кампини истребитель с таким двигателем, чтобы оценить его военный потенциал. Проект Caproni Campini N.1 начался в 1934 году и разрабатывался совместно с авиаконцерном Caproni.

N.1 представлял собой двухместный низкоплан. Самолёт не был по-настоящему турбореактивным — реактивно-поршневая установка "Monoreattore" состояла из двигателя Isotta Fraschini L.121/RC.40, камеры сгорания и реактивного сопла. Максимальная скорость — 375 км/ч.

Построили 2 летающих прототипа Caproni Campini N.1. Проект получился провальным — скорость ниже, чем у поршневых самолётов; постоянный перегрев двигателя. В условиях войны Италия не могла себе позволить доработку самолёта. Один N.1 уцелел и сегодня находится в Историческом музее итальянских ВВС.

28 августа

28 августа 1975 года — первый полёт лёгкого вертолёта Robinson R22. /США/

В 1973 году инженер Фрэнк Робинсон основал компанию Robinson Helicopter для производства недорогих лёгких гражданских вертолётов. В небольшом ангаре на территории аэропорта Торренса (штат Калифорния) начались работы над первым проектом компании. Через 2 года прототип вертолёта R22 был закончен.

R22 выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом и лыжным шасси. Несущий винт двухлопастный. Вертолёт оснащается двигателем Lycoming O-320-A2B. Кабина рассчитана на 2 человек. Крейсерская скорость — 177 км/ч, дальность полёта — 386 км.

Robinson R22 получился очень удачным. С момента начала серийного производства в 1979 году выпущено свыше 4600 вертолётов и производство продолжается. Сегодня R22 эксплуатируются в более, чем 60 странах мира. А Robinson Helicopter стала крупнейшим мировым производителем гражданских вертолётов.

29 августа

29 августа 1948 года — первый полёт многоцелевого самолёта-амфибии Piaggio P.136. /Италия/

Начав восстанавливать производство после Второй мировой войны, компания Piaggio Aero одним из направлений выбрала разработку амфибий. Первым проектом стал Piaggio P.136, работы над которым начались в 1946 году.

P.136 представлял собой амфибию-высокоплан с крылом типа «чайка» и двумя поплавками. Также оснащался убирающимся колёсным шасси. Два двигателя Lycoming GSO-480 вращали толкающие винты. Самолёт брал на борт 5 человек — 2 членов экипажа и 3 пассажиров. Максимальная скорость — 335 км/ч, дальность полёта — 1450 км.

Первым заказчиком Piaggio P.136 стали ВВС Италии, которые приобрели амфибию для прибрежного патрулирования и спасательных операций на море. Всего же было выпущено 63 самолёта (в том числе и по лицензии в США компанией Tracker Aircraft Corporation). Несколько P.136 сегодня находятся в лётном состоянии в США, а 2 экземпляра — в итальянских музеях.

30 августа

30 августа 1949 года — первый полёт лёгкого многоцелевого вертолёта Ка-10. /СССР/

В 1948 году при опытном заводе №3 (Москва) организовали конструкторское бюро, задачами которого стало проектирование вертолётов. Возглавил ОКБ известный конструктор Николай Ильич Камов. Используя опыт своего первого проекта — Ка-8 «Иркутянин» — инженеры приступили к работе над его более совершенной версией, обозначенной Ка-10.

Вертолёт был реализовали по соосной схеме с 2 несущими винтами. Каркас выполнен из труб, шасси состояло из 2 надувных цилиндрических баллонов. Двигатель АИ-4Г разгонял Ка-10 до 115 км/ч при дальности полёта в 142 км. Экипаж — 1 человек.

Ка-10 создавался по заказу ВМФ СССР на разработку вертолёта-разведчика. В 1950 году он выполнил первые полёты с палубы корабля, положив начало палубной авиации СССР. Всего выпустили 15 вертолётов. У лётчиков получил прозвище «воздушный мотоцикл» и стал первым в СССР вертолётом соосной схемы, выпускавшемся серийно.

Спасибо за внимание, дорогой читатель и береги себя!

Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.

Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории