Найти тему
Дмитрий Змиёв

«Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!»

«Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!» (Александр Пушкин)

Хоть Пушкин писал о любви к женщине, а я о другом, но ключевым словом тут является ЛЮБОВЬ. Любовь к ближнему, желание помочь страждущему, и положительные чувства в целом. Именно их и используют мошенники. В мире действительно очень много страданий, и реальных случаев, требующих внимания и помощи. Но, к сожалению, не меньше, а может и больше не чистых на руку подлецов, желающих заработать на чужой беде, и на доверчивости обывателей.

К сожалению, именно личный опыт «исследователя» ситуации изнутри, дает мне право предполагать, что я что-то знаю в этой теме. И не желая ни кому пройти подобный путь, считаю своим долгом поделиться опытом с вами. Вот текст о том, как снизить риск оказаться в числе простодушных добряков, спонсирующих негодяев.

Очень надеюсь, что этот текст поможет вам не быть обманутыми и оказывать ПОМОЩЬ тем, кто действительно в ней нуждается.

Следуя этим правилам, вы если не оградите себя от мошенников полностью, то сильно затрудните им жизнь: (Лайк и перепост приветствуется, дабы хоть как-то нивелировать ущерб для других)
1) Читайте сам пост. Если там все размыто, без указания имен, больниц, диагнозов, общей суммы и т.п., то скорее всего это мошенники.
2) Проверьте фотографии в профиле. Много ли их, или это одна и та же.
3) Проверьте по именам и фотографиям, не закрыт ли сбор уже давно.
4) Проверьте адекватность и обоснование общей суммы сбора.
5) Цинично подумайте о возможностях достижения главной цели.
6) Не перечисляйте деньги на личный счет, если точно не уверены в ситуации, и не знаете получателя лично, или хотя бы через одного-двух посредников.
7) Если сбор средств идет через организацию в другой стране, подумайте, есть ли этому логичное объяснение.
8) Проверьте сайт благотворительной организации. Вполне возможно, что это подставной сайт реальной фирмы.
9) Проверьте контакты получателя. Если присутствуют разные домены, это должно вызвать подозрения.
10) Проверьте домен сайта, как давно он создан, есть информация о регистранте и т.п. (Инструмент для проверки
whois.domaintools.com)

Кто готов потратить еще 10 минут времени, читаем дальше.

Ну а теперь, я хочу разобрать один пример, который сегодня появился у меня в ленте.

К сожалению, на данный момент, "мошенники" собрали больше 500 000$. Агрессивность рекламы зашкаливает, а то, что рекламные площадки вроде Yandex и Facebook не проверяют правдивость информации, просто удручает.

Сразу оговорюсь, что я не могу однозначно утверждать, что это фейк. Но огромные сомнения данный пост у меня вызывает. И вот почему.
1. Первое, что бросается в глаза, это надпись «Реклама». Обычно мало кто из родителей готов тратить деньги на продвижение страницы.
2. На банере слова «… мне осталось жить месяц …». За месяц невозможно собрать сколько-нибудь значимую сумму, уехать в другую страну (тем более в разгар пандемии), пройти повторное обследование (ни одна больница не начнет лечение без этого), и начать лечение. Это просто не выполнимая задачи.
3. Далее сам текст публикации. Длинный и довольно эмоциональный. Но при этом абсолютно лишённый КОНКРЕТИКИ. Ни ФИО ребенка, ни классификации болезни, ни ее локализации, ни места текущего лечения, ни места жительства семьи, ни слова о том, какие же “новые препараты”, ни места куда собираются ехать, ни даже общей суммы сбора.
На самом деле, уже сам текст для меня является четким маркером, что это все ОБМАН, и дальше нет смысла копать. Но что-то меня зацепило (комментарий, что “Лучше отдать эти деньги белорусской оппозиции”) и я решил проверить все по-полной.
4. Это конечно нюанс, но в тексте есть масса маркеров? показывающих полное невежество писавшего. Родители в таких ситуациях владеют информацией очень досконально. Вот несколько примеров:
«опухоль в ее животе растет» - максимально обтекаемое определение.
«В самой агрессивной форме, из всех возможных» - откровенное давление на жалость, без намека на медицину.
«затрагивает очень важные органы» - опять же, ни о чем.
«проходит очень тяжелую химиотерапию» - ни названия, ни протокола, ни-че-го.
«Есть экспериментальные препараты» - какие? У кого есть?
«потому что эти лекарства все еще на стадии испытаний» - вот это самый классный показатель для большого количества подобных статей. Разработка лекарств почти всегда финансируется биг-фармой. И очень часто, если человек ПОДХОДИТ для текущей стадии тестирования, то его лечение оплачивается. Если же пациент не подходит по каким-то параметрам, то и эксперименты на нем никто не будет ставить, т.к. это бессмысленно с точки зрения науки. Единственным исключением являются безнадежные больные, на последней стадии, которым терять нечего. Но дети в такие группы попадают крайне редко. Ну и может конечно бывают исключения, но я о них не слышал.
«Для пожертвования … нажмите» - обычно так не делают, а предоставляют максимальное количество реквизитов.
5. Но заходим на страничку. Одна и та же фотография для всех постов и профиля.
Ищем сходство по фотографии… И вот тут облом, она действительно уникальна.
6. Смотрим на контактные данные, и там только номер месенджера. Это даже не звоночек, а огромный набат. Реальные родители пишут все возможные средства связи с ними.
7. Плывем дальше и переходим по ссылке. Наконец-то узнаем, что сбор на 1.2М долларов. Это не просто много, это огромные деньги, даже для Израиля, где находится фонд при больнице. Даже самое дорогое лечение в Израиле не переваливает за 500К-600К, а тут в два раза больше.
8. Смотрим на контактные данные. Домен для е-маила «
r-lev.com», домен самого сайта «rachasheilev-fund.org», домен сайта для вопросов «www.rachasheilev.org» (это реальный фонд). У меня это вызывает сильные подозрения. Надеюсь что уже и у вас.
9. Смотрим на основную страничку. И сравниваем все 4 «компании» по сбору средств. У всех есть различия, хоть и не очень большие.
10. В двух компаниях, есть телефоны. Ищем информацию по ним. Всего 2 соответствия. На некое частное лицо в Ашдоде, Израиль. Странно, ведь компания работает с 1989 года. И этот телефон не приводит к данному сайту. Значит Google еще не проиндексировал эту страничку. Опять звоночек. (Кстати, поиск телефона реальной организации, сразу выдает ссылку на сайт).
11. Но продолжаем, и смотрим на сам сайт. Утверждается что это фонд «Rachashei Lev». Вбиваем в Google, и получаем ссылку на ДРУГОЙ домен. (Ну уже очевидно же)
12. А мы идем дальше, и проверяем WhoIs (
whois.domaintools.com). Оказывается, что сайт зарегистрирован 147 дней назад. Вся информация о владельце скрыта.
13. Еще немножко поискав, обнаруживаем точный клон этого сайта, на платформе быстрого создания сайтов из шаблонов.
14. Заходм на ЮТуб, и находим этот ролик загруженный 6 дней назад. Сомнения, может мы ошиблись в своих оценках? Но все остальные ролики НЕ посвящены сбору средств.
15. Теперь смотрим на настоящий сайт фонда. В список их активностей входит: «Развлечение детей», «Круглосуточный уход», «Медицинская помощь», «Департамент особых потребностей» и … все, ни каких сборов средств для больных детей.
16. В качестве бонуса, смотрим на годовой оборот реального фонда, 6.7М долларов. И написано, что они помогают более чем 500 детям в год, со штатом в 80 человек. А тут один сбор на 18% их годового оборота.

Итого, мы получаем, что кто-то, скорее всего взломал ЮТюб акаунт фонда, и создал под это схему. А может схема была давно, но запустили сейчас, когда подвернулась возможность. Судя по скорости набора средств (200К) и агрессивной рекламе, овчинка стоит выделки.

Для всех, кто хочет попрактиковаться, вот ссылки:
Исходный пост:
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=114557497027737&id=114547403695413
Ссылка подставного фонда:
https://give.rachasheilev-fund.org/
Клон подставного фонда:
https://www.drove.com/page/5e7b529fd73bef000179c015

Ссылка на НАСТОЯЩИЙ фонд: https://www.rachasheilev.org
Проверка домена:
whois.domaintools.com
Поиск по картинкам:
https://tineye.com/
https://yandex.ru/images/
https://images.google.com/