Найти тему
Русский сталкер

Необычные дома Москвы: особняк, в котором живут куклы

Театральный музей, ул. Бахрушина д.31
Театральный музей, ул. Бахрушина д.31

В Замоскворечье, недалеко от метро «Павелецкая» по адресу ул. Бахрушина д.31 расположился готический особняк Театрального музея имени Бахрушина. До революции данное здание принадлежало крупному промышленнику и меценату Алексею Александровичу Бахрушину. В течение жизни благотворитель собирал экспозицию театрального искусства, включая выдающуюся коллекцию театральных кукол, представленных в музее. Народная молва даже окрестила особняк коллекционера домом, в котором живут куклы.

Меценат

Алексей Александрович Бахрушин появился на свет в январе 1865 года. В семье мальчика с большим почтением относились к образованию, любили искусство. Мать, Елена Михайловна Бахрушина, в девичестве Постникова, водила детей, в том числе и маленького Алешу, на спектакли в Большой театр.

А.А. Бахрушин
А.А. Бахрушин

В 1876 году мальчика отдали в частную гимназию Ф. Креймана на Петровке. Туда же ходили и его братья. Но Алексею не слишком нравилось прилежно учиться. В результате он не окончил полного гимназического курса, ушел из седьмого класса и стал помогать отцу в делах. С 23 лет молодой человек полноценно работал в семейной компании «Товарищество кожевенной и суконной мануфактуры Алексей Бахрушин и сыновья». Однако намного больше бизнеса юношу интересовали вопросы искусства. Все свободные вечера молодой человек проводил в Малом театре, особенно увлекаясь оперой и балетом, и даже сам играл несколько раз в любительских постановках. Но заниматься только любимыми вещами не получилось. После кончины старшего брата младшему Бахрушину пришлось взять на себя ответственность за семейное дело. Впрочем, не зря говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Алексею Александровичу вполне удалось преуспеть в промышленной сфере: за свои достижения на этом поприще он даже удостоился наград - нескольких золотых медалей и ордена Святой Анны 3-й степени.

Общественный деятель и наследственный меценат

Свою бурную деятельность в области промышленности и искусства А.А. Бахрушин успешно сочетал с общественной работой. Он активно участвовал в работе таких организаций, как Московское биржевое общество, Русское театральное общество, Якиманское городское попечительство о бедных, Всероссийское театральное общество, а также входил в несколько научных обществ, в комитеты по московскому культурному наследию. Являясь гласным Московской городской думы, А. А. Бахрушин много лет возглавлял комиссию по народным развлечениям, открывшей в Москве 12 народных домов (аналогов народного театра). С 1915 года он числился главным попечителем этих учреждений. Первым из них стал народный дом на Введенской площади. Именно А.А. Бахрушин в ноябре 1910 года выступил представителем от Московской городской думы на похоронах великого русского писателя Льва Толстого. Разумеется, Алексей Александрович по семейной традиции тоже участвовал во многих благотворительных проектах. Ежегодно он организовывал в помещении Благородного собрания (ныне Дом Союзов) «Вербные базары», с перечислением доходов детскому попечительству Московской городской думы. На него даже как-то нарисовали дружеский шарж, изображающий героя с веточкой вербы. Также Бахрушин неизменно исполнял роль главного распорядителя маскарадов, устраиваемых Театральным обществом в пользу ветеранов сцены.

Путь к Театральному музею

Коллекционированием Алексей Бахрушин занялся под влиянием своего двоюродного брата и тезки, Алексея Петровича Бахрушина. Изначально предметом собирательства были различные «восточные редкости» и реликвии наполеоновской эпохи. Как-то раз в молодежной компании его кузен С. В. Куприянов, начал хвастаться своей коллекцией театральных реликвий, которые он приобретал у антикваров. Алексей также загорелся идеей коллекционирования театральной старины и поспорил с Куприяновым, что за месяц соберет коллекцию ничуть не хуже, чем у него. Первым приобретением стали 22 крошечных запыленных портрета людей в театральных костюмах, купленных по случаю на Сухаревке за 50 рублей. Бахрушин распорядился их отреставрировать и вставить в дубовую раму. Впоследствии оказалось, что на них изображены крепостные актеры знаменитого театра графа Шереметева, исчезнувшие из имения Кусково, возможно, кем-то украденные. Пари Алексею тогда удалось выиграть. А театральное собирательство с тех пор стало делом всей его жизни. Он собирал театральные куклы, маски, афиши, программы спектаклей, различные сувениры, имеющие отношение к театру, автографы, письма, портреты и личные вещи актеров и театральных деятелей. Причем старался не покупать раритеты, которые предлагали ему торговцы стариной и другие коллекционеры, а искать их самостоятельно. Еженедельно Бахрушин ездил на Сухаревский рынок, где приобрел в антикварных лавках немало интересных экспонатов, вел регулярную переписку с петербургским антикваром М. М. Савостиным, у которого скупал реликвии, связанные с петербургской театральной жизнью. В частности, через Савостина удалось приобрести архив И. Ф. Горбунова – известного актера и театрального коллекционера. Театральное собирательство стало для него такой неудержимой страстью, что знакомые посмеивались, считая это «блажью богатого самодура», вспоминал сын коллекционера Юрий Алексеевич Бахрушин. Но, как известно, хорошо смеется тот, кто смеется последним. 30 мая 1894 года Алексей Александрович впервые продемонстрировал свое собрание близким друзьям, которые были весьма впечатлены. А 29 октября того же года коллекцию представили для обозрения всем желающим в семейном гнезде Бахрушиных в Кожевниках. Так родилась идея создать музей театра.

Музей театра

Театральных деятелей она вдохновила настолько, что многие из них начали присылать в дар для бахрушинского собрания самые различные предметы. Со временем в коллекции появились редкие издания пьес; труды по истории театра; подборки и отдельные экземпляры театральных журналов и альманахов. Украшением собрания стали дневники и записки Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова, А. Ф. Писемского, И. И. Лажечникова, М. М. Хераскова. В числе экспонатов оказались личные вещи актеров М. С. Щепкина, А. П. Ленского, В. Н. Асенковой, полная обстановка кабинета актрисы В. Ф. Комиссаржевской. Бахрушину удалось собрать коллекцию туфелек, которые носили великие балерины – от Тальони до Павловой. Особое место было отведено театральным эскизам и декорациям, выполненным знаменитыми художниками - Васнецовыми, Репиным, Врубелем, Кустодиевым, Коровиным. Можно было увидеть здесь и предметы театрального быта, например, зрительские трубочки и бинокли, коллекцию редких национальных музыкальных инструментов старинных эпох, привезенных с разных концов земного шара. Музей расположился в особняке Бахрушиных на углу Лужнецкой улицы и Зацепского вала, на территории бывшей дворянской усадьбы XVIII—XIX веков. Прежде ею владел Михаил Леонтьевич Королёв, в 60-е годы позапрошлого века занимавший должность городского головы. После разорения Королевых усадьба была приобретена Бахрушиными и подарена Александром Алексеевичем своему сыну на свадьбу. Двухэтажное здание выстроили в 1896 году по проекту архитектора К. К. Гиппиуса. Еще при закладке были предусмотрены три больших полуподвальных помещения для хранения коллекций. Но когда собрание разместили, выяснилось, что места все равно не хватает. Постепенно коллекция «завоевала» и прочие домашние помещения – от конюшни до детской. С 1913 года Александр Алексеевич Бахрушин отдал семье сына соседний дом, но и тот постепенно заполнился экспонатами. На них Алексей Бахрушин средств не жалел, зато крайне неохотно тратился на хозяйственные нужды семьи, они казались ему «несущественными». В московских театральных кругах быстро стали популярными «Бахрушинские субботы». Здесь можно было встретить известных деятелей культуры, таких, как М. Н. Ермолова, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, певицы Варя Панина и Анастасия Вяльцева, знаменитый писатель и журналист Владимир Гиляровский. Многие приносили с собой дары для музея. Например, Федор Шаляпин подарил в коллекцию рояль, на котором некогда играл. А знаменитый меценат и театрал Савва Иванович Мамонтов завещал музею большую часть своего архива. Бахрушин не раз консультировал историков театра, режиссеров, издателей, предоставлял им необходимые для работы материалы из своей коллекции. Неоднократно его экспонаты демонстрировались на крупных вернисажах. Так, в 1908-1909 годах они участвовали в Первой и Второй русских театральной выставках в Петербурге и Москве.

Сохранить коллекцию!

К концу первого десятилетия ХХ века коллекция разрослась настолько, что стало ясно: она не может больше оставаться в рамках домашнего музея. И тогда Алексей Александрович, являясь настоящим московским патриотом и подвижником, предложил передать ее в дар городу. Правда, при этом поставил жесткое условие: музей должен продолжать оставаться в Москве, туда должны пускать всех желающих и вход должен быть для них бесплатным… Увы, московские градоначальники отказали, сославшись на то, что уже хлебнули ранее хлопот с также подаренной городу Третьяковской галереей. Однако в 1909 году Бахрушину внезапно улыбнулась удача. Его избрали в состав комитета по постройке Пушкинского дома при Академии наук. Когда академики узнали о том, что Алексей Александрович хочет отдать свою коллекцию для государственных нужд, они весьма заинтересовались. Проект поддержал великий князь Константин Константинович Романов, и судьба коллекции вскоре была решена. Бахрушину предоставили аудиенцию у самого императора Николая II, который в июле 1913 года подписал специальное «Положение о музее».

К.К. Романов
К.К. Романов

25 ноября 1913 года вся бахрушинская коллекция была торжественно передана Академии наук. Сам Алексей Александрович отныне возглавил Правление музея и стал его почетным попечителем. Учреждению выделили штат из нескольких служащих, оно получило имя своего основателя. В 1915 году за создание Литературно-театрального музея Алексея Александровича Бахрушина удостоили ордена Святого Владимира 4-й степени. С приходом революции Алексей Александрович наотрез отказался уезжать из России за границу, как сделали очень многие его родные, друзья и знакомые. Он опасался, что в случае его отъезда музей перестанет существовать. В феврале 1919 года Литературно-театральный музей по распоряжению наркома А.В. Луначарского вошел в состав учреждений Наркомпроса, а Бахрушина назначили его директором. Вероятно, большевики все же прекрасно понимали, что другой кандидатуры такого уровня на эту должность им не найти. Даже в эти нелегкие годы Алексей Александрович находил возможность вести научную и просветительскую работу, пополнять коллекции. Алексей Александрович Бахрушин умер в июне 1929 года в подмосковной деревне Апрелевка. Его похоронили на Ваганьковском кладбище. Театральный музей существует и поныне, причем он расположен все в том же старом здании. Это одно из немногих коллекционных собраний Москвы, сохранившихся до наших дней. Сегодня в нем, по-прежнему носящем имя своего знаменитого создателя, находится более 1,5 миллиона экспонатов, и коллекция продолжает пополняться…