Найти тему
Катя Цвет

Как покупать меньше лишнего? Осознанное потребление.

7 ситуаций, когда мы чаще всего совершаем ненужные покупки

Мы все совершаем покупки. Снова и снова. Из Земли извлекаются ресурсы, производятся товары, далее в ход идёт реклама, и вот уже очередная вещь оказывается у нас дома. А потом мы о ней забываем и она лежит, никому ненужная, где-нибудь в шкафу или на полке, занимая место. А потом, после очередного расхламления, оказывается на свалке. Но перед тем, как выбросить, мы испытаем целый набор негативных эмоций – от злости на себя, что когда-то совершили ненужную покупку и сожаления расставания с этой вещью до понимания того факта, что снова произвели новый мусор. Знакомо?

Если мы сохраним темпы производства и потребления на современном уровне,
в 2030 году нам понадобится примерно две таких планеты, как Земля, чтобы экосистема могла восстановить ресурсы в течение этого года. Это значит, человечество потребляет ресурсы почти в 2 раза быстрее, чем они успевают восстанавливаться. Это средний показатель по миру, а если бы все жили, как в России – то понадобилось бы 3,4 планеты

-2

Например, на покупку любимой хлопковой футболки вы не просто потратите деньги, вы тратите примерно 2500 литров воды на её производство. Кроме этого вы отравили почву и грунтовые воды пестицидами и прочими веществами. В большинстве случаев эту футболку шили рабочие с низкой заработной платой и в плохих условиях труда. А затем её привезли в ваш город, выбросив в атмосферу очередную порцию CO2. И это далеко не вся плата за вашу футболку, ведь за ней ещё предстоит ухаживать. И хорошо, если потом вы сдадите её на переработку, а не выбросите в мусорное ведро.

Линейная экономика. Кликни на картинку ↑↑↑
Линейная экономика. Кликни на картинку ↑↑↑

Но что же делать нам, обычным потребителям, которым всё же нужна одежда, мебель, техника, продукты и т. д.? Совершать покупки осознанно. Осознанное потребление – это такое потребление, при котором удовлетворяются потребности человека с наименьшим ущербом для окружающей среды. А на самом деле, не только для природы, но и для вашего кошелька.

В этой статье разберём 7 наиболее частых ситуаций, когда мы совершаем ненужные покупки и найдём решения.

1. «За такую цену – нормально». Распродажи.

-4

В 2019 году во время «Чёрной пятницы» американцы потратили 7,4 миллиарда долларов, что стало рекордом.
Мы думаем, что экономим деньги, покупая на распродажах. Допустим, вещь стоила 1000 рублей, а сейчас на неё скидка 50%. Мы подсчитываем, что можем сэкономить 500 рублей, и нам кажется, что выгода очевидна. Часто на распродажах мы берём вещи, которые не устраивают нас полностью, а лишь потому, что «за такую цену – нормально». Такие покупки, как правило, приносят лишь кратковременную радость, а затем либо не используются, либо быстро теряют свои качества. И вам придётся в итоге потратить больше денег. А если бы её не купили вовсе, то не потратили бы и эти 500 рублей. На нас подействовала атмосфера самой распродажи, множество привлекающих слов типа «акция», «бесплатно», «скидки», «лови момент» ну и так далее.

Решение:
Отписаться от рекламных рассылок.
Не посещать магазины (в т. ч. виртуальные) во время распродаж, если вы подвержены воздействию рекламы.
Что касается продуктов, не стремитесь набрать побольше – возьмите, как обычно, иначе придётся выбрасывать остатки – никакой экономии.

Вспомните, нет ли у вас похожих вещей.
Часто ли вы будете пользоваться вещью?
Оцените качество. Хорошая вещь вряд ли будет стоить дёшево.
Посчитайте, сколько времени вам нужно работать, чтобы купить эту вещь.
К
упили бы вы эту вещь, если бы она стоила в 2-3 раза дороже. И, если нет, то она и со скидкой не особо и нужна.

2. Когда решения принимают за нас. Импульсивные покупки

-5

Часто мы заходим в магазины, как бы просто посмотреть. В итоге, поддавшись настроению, атмосфере, музыке, совершаем незапланированные покупки. Нам хочется соответствовать образу потребителя, навязанному рекламой. На нас также действует раскладка товаров, выделяющаяся упаковка и другие уловки маркетологов. Например, в продуктовых магазинах, пока мы стоим на кассе, можем невольно положить в корзину шоколадки, жвачку, батончики и другие необязательные мелочи. Ситуация усугубляется, если при этом на товар есть скидка.

Решение:
Составляйте список покупок и честно следуйте ему.
Выделите определённую сумму, которую вы готовы потратить на покупки.
Берите с собой ту сумку, в которую влезет ровно столько, сколько вы планировали купить.
Не покупайте вещь, если хоть что-то в ней смущает. Придумайте конкретное место для хранения вещи.
Не ходите за продуктами голодными.
Подумайте о здоровье – изучайте состав продуктов, косметики, одежды, игрушек и всего, где он должен быть указан. Меня иногда может привлечь упаковка, но я тут же переворачиваю коробку и читаю состав.
Посчитайте, сколько времени вам нужно работать, чтобы купить эту вещь.
Прогуливайтесь по парку, а не по торговому центру, так меньше соблазна.

3. «Хочу то, не знаю что» – побаловать себя

-6

Это о тех покупки, которые мы совершаем просто для того, чтобы порадовать себя. Например, когда нам грустно или в качестве поощрения за какое-то доброе дело, мы можем пойти в магазин и купить себе новую футболку, книжку или красивую, но ненужную чашечку – лишь бы что-нибудь. Мы видим утешение или награду в новой вещи, забывая о том, что лучшие вещи – это не вещи.

Решение:
Если уж очень хочется что-то купить, то купите что-то вкусное (а лучше полезное и без упаковки).
А лучше встречайтесь с близкими людьми, сделайте зарядку, прогуляйтесь или приготовьте что-то вкусненькое дома. Так вы переключите внимание на другое занятие, и желание что-то купить отпадёт.

4. У всех есть – и мне надо.

-7

Это про моду, про стереотипы и т. п. Если все стали ходить в рваных джинсах или носить фитнес-браслеты, то вам совсем не обязательно так делать, если вам это не доставляет особого удовольствия или пользы. Дорогие часы или смартфон не характеризуют вас как личность, а красивая, но ненужная мебель в доме не сделает дом более уютным, удобным и функциональным, а лишь захламит пространство и усложнит уборку. Это же касается всякой умной техники на кухне, которая вроде как «должна быть». Если вы не пользуетесь регулярно тостером или пароваркой, то их и не должно быть в вашем конкретном доме.

Решение:
У всех людей разные вкусы, стиль, увлечения, а потому – потребности. Если вы с комфортом жили без новомодной вещи, возможно, она просто окажется невостребованной.
По возможности заранее протестируйте вещь, чтобы понять, надо оно вам или нет. Например, одолжите у друзей.
Отложите покупку на какое-то время. В большинстве случаев вы поймёте, что прекрасно обходитесь без новой вещи.


5. «Не зря же приехали – надо что-то купить»

-8

Иногда нам действительно что-то нужно купить, и мы целенаправленно едем в торговый центр за это вещью. Казалось бы, всё хорошо, ищем конкретную вещь. Но бывает так, что обойдя все магазины, так и не находим ту самую идеальную модель. И от обиды, что приехали зря, покупаем совсем не то, зачем приехали, или вещь, которая не сильно нравится.

Решение:
Отрицательный результат – тоже результат. Лучше вернуться без покупок, но с чувством того, что вы не захламили свой дом вещами, которые не будут радовать.
По возможности, изучайте ассортимент заранее через интернет-магазин, а примеряйте/покупайте уже конкретную понравившуюся модель.

6. «Нечего надеть»

-9

Нечего надеть, не хватит посуды для гостей, закончатся запасы и т. д. Как на странно, такая проблема часто возникает у людей, у которых слишком много вещей. Их обладатель просто теряется в большом выборе. Также этот пункт связан с неуверенностью, которая является одной из причин захламления. Мы покупаем больше и больше (часто очень похожих вещей), но проблема остаётся. Но если быть честными, скорее всего нам просто хочется купить что-то новенькое (или же это отговорка, чтобы никуда не идти, так как не в чем, но это уже другая история).

Решение:
Для начала наведите порядок дома. Разберите вещи, аккуратно развесьте одежду в шкафу по категориям. Вполне возможно, что вам всего хватает, просто всё это было раскидано по разным частям квартиры.
Попробуйте составить новые комбинации из одежды, которая уже у вас есть.
Одолжите какие-то инструменты, посуду, недостающий стул у соседей или друзей – ради редких гостей или ремонта не обязательно держать в доме лишние вещи на случай «а вдруг понадобится».

7. «Порадовать» близкого

-10

Последний пункт не про подарки к праздникам, но про спонтанные покупки для близких в обычный день. Так вы, во-первых, удовлетворяете желание что-то купить, во-вторых, не захламляете свой дом (если не живёте вместе с этим человеком), и в-третьих, делаете приятное. Часто так поступают бабушки, покупая очередную игрушку или носочки для внука. Второй момент, на мой взгляд, связан с покупками из путешествий, но с этим ситуация становится немного лучше. И вроде, всё хорошо, но по факту чаще бывает наоборот. Во-первых, вы тратите деньги, во-вторых, захламляете дом близкого человека, в-третьих, купленная вещь далеко не всегда нужна/подходит/понравится. А ещё, вы можете поставить человека в неудобное положение и чувствовать себя должником. Таким образом, вы перекладываете проблему на близкого.

Решение:
Если вам что-то приглянулось, отложите покупку до праздника, а тем временем выясните, актуальная ли будет эта вещь (важно отложить именно покупку, а не хранить вещь у себя).
Замените вещь на полезные продукты: фрукты, орехи, сухофрукты или другие вкусности, которые точно понравятся (это решение подходит и для путешествий).
Поверьте, близкому важнее вы сами, а не то, что вы подарили при встрече.

Потреблять осознанно – не значит отказаться от покупок совсем.
Осознанное потребление это значит:

Отказаться от лишних вещей.
• Заботиться об окружающей среде.
• Выбирать качественные вещи, которые прослужат долго.
• Не поддаваться на рекламные уловки и думать своей головой.
• Выбирать то, что действительно радует, а не потому, что так «надо».
• Поддерживать порядок дома и не захламлять пространство.
• А ещё это существенная экономия бюджета. Проверено на себе.

-11