7 ситуаций, когда мы чаще всего совершаем ненужные покупки
Мы все совершаем покупки. Снова и снова. Из Земли извлекаются ресурсы, производятся товары, далее в ход идёт реклама, и вот уже очередная вещь оказывается у нас дома. А потом мы о ней забываем и она лежит, никому ненужная, где-нибудь в шкафу или на полке, занимая место. А потом, после очередного расхламления, оказывается на свалке. Но перед тем, как выбросить, мы испытаем целый набор негативных эмоций – от злости на себя, что когда-то совершили ненужную покупку и сожаления расставания с этой вещью до понимания того факта, что снова произвели новый мусор. Знакомо?
Если мы сохраним темпы производства и потребления на современном уровне, в 2030 году нам понадобится примерно две таких планеты, как Земля, чтобы экосистема могла восстановить ресурсы в течение этого года. Это значит, человечество потребляет ресурсы почти в 2 раза быстрее, чем они успевают восстанавливаться. Это средний показатель по миру, а если бы все жили, как в России – то понадобилось бы 3,4 планеты
Например, на покупку любимой хлопковой футболки вы не просто потратите деньги, вы тратите примерно 2500 литров воды на её производство. Кроме этого вы отравили почву и грунтовые воды пестицидами и прочими веществами. В большинстве случаев эту футболку шили рабочие с низкой заработной платой и в плохих условиях труда. А затем её привезли в ваш город, выбросив в атмосферу очередную порцию CO2. И это далеко не вся плата за вашу футболку, ведь за ней ещё предстоит ухаживать. И хорошо, если потом вы сдадите её на переработку, а не выбросите в мусорное ведро.
Но что же делать нам, обычным потребителям, которым всё же нужна одежда, мебель, техника, продукты и т. д.? Совершать покупки осознанно. Осознанное потребление – это такое потребление, при котором удовлетворяются потребности человека с наименьшим ущербом для окружающей среды. А на самом деле, не только для природы, но и для вашего кошелька.
В этой статье разберём 7 наиболее частых ситуаций, когда мы совершаем ненужные покупки и найдём решения.
1. «За такую цену – нормально». Распродажи.
В 2019 году во время «Чёрной пятницы» американцы потратили 7,4 миллиарда долларов, что стало рекордом.
Мы думаем, что экономим деньги, покупая на распродажах. Допустим, вещь стоила 1000 рублей, а сейчас на неё скидка 50%. Мы подсчитываем, что можем сэкономить 500 рублей, и нам кажется, что выгода очевидна. Часто на распродажах мы берём вещи, которые не устраивают нас полностью, а лишь потому, что «за такую цену – нормально». Такие покупки, как правило, приносят лишь кратковременную радость, а затем либо не используются, либо быстро теряют свои качества. И вам придётся в итоге потратить больше денег. А если бы её не купили вовсе, то не потратили бы и эти 500 рублей. На нас подействовала атмосфера самой распродажи, множество привлекающих слов типа «акция», «бесплатно», «скидки», «лови момент» ну и так далее.
Решение:
Отписаться от рекламных рассылок.
Не посещать магазины (в т. ч. виртуальные) во время распродаж, если вы подвержены воздействию рекламы.
Что касается продуктов, не стремитесь набрать побольше – возьмите, как обычно, иначе придётся выбрасывать остатки – никакой экономии.
Вспомните, нет ли у вас похожих вещей.
Часто ли вы будете пользоваться вещью?
Оцените качество. Хорошая вещь вряд ли будет стоить дёшево.
Посчитайте, сколько времени вам нужно работать, чтобы купить эту вещь.
Купили бы вы эту вещь, если бы она стоила в 2-3 раза дороже. И, если нет, то она и со скидкой не особо и нужна.
2. Когда решения принимают за нас. Импульсивные покупки
Часто мы заходим в магазины, как бы просто посмотреть. В итоге, поддавшись настроению, атмосфере, музыке, совершаем незапланированные покупки. Нам хочется соответствовать образу потребителя, навязанному рекламой. На нас также действует раскладка товаров, выделяющаяся упаковка и другие уловки маркетологов. Например, в продуктовых магазинах, пока мы стоим на кассе, можем невольно положить в корзину шоколадки, жвачку, батончики и другие необязательные мелочи. Ситуация усугубляется, если при этом на товар есть скидка.
Решение:
Составляйте список покупок и честно следуйте ему.
Выделите определённую сумму, которую вы готовы потратить на покупки.
Берите с собой ту сумку, в которую влезет ровно столько, сколько вы планировали купить.
Не покупайте вещь, если хоть что-то в ней смущает. Придумайте конкретное место для хранения вещи.
Не ходите за продуктами голодными.
Подумайте о здоровье – изучайте состав продуктов, косметики, одежды, игрушек и всего, где он должен быть указан. Меня иногда может привлечь упаковка, но я тут же переворачиваю коробку и читаю состав.
Посчитайте, сколько времени вам нужно работать, чтобы купить эту вещь.
Прогуливайтесь по парку, а не по торговому центру, так меньше соблазна.
3. «Хочу то, не знаю что» – побаловать себя
Это о тех покупки, которые мы совершаем просто для того, чтобы порадовать себя. Например, когда нам грустно или в качестве поощрения за какое-то доброе дело, мы можем пойти в магазин и купить себе новую футболку, книжку или красивую, но ненужную чашечку – лишь бы что-нибудь. Мы видим утешение или награду в новой вещи, забывая о том, что лучшие вещи – это не вещи.
Решение:
Если уж очень хочется что-то купить, то купите что-то вкусное (а лучше полезное и без упаковки).
А лучше встречайтесь с близкими людьми, сделайте зарядку, прогуляйтесь или приготовьте что-то вкусненькое дома. Так вы переключите внимание на другое занятие, и желание что-то купить отпадёт.
4. У всех есть – и мне надо.
Это про моду, про стереотипы и т. п. Если все стали ходить в рваных джинсах или носить фитнес-браслеты, то вам совсем не обязательно так делать, если вам это не доставляет особого удовольствия или пользы. Дорогие часы или смартфон не характеризуют вас как личность, а красивая, но ненужная мебель в доме не сделает дом более уютным, удобным и функциональным, а лишь захламит пространство и усложнит уборку. Это же касается всякой умной техники на кухне, которая вроде как «должна быть». Если вы не пользуетесь регулярно тостером или пароваркой, то их и не должно быть в вашем конкретном доме.
Решение:
У всех людей разные вкусы, стиль, увлечения, а потому – потребности. Если вы с комфортом жили без новомодной вещи, возможно, она просто окажется невостребованной.
По возможности заранее протестируйте вещь, чтобы понять, надо оно вам или нет. Например, одолжите у друзей.
Отложите покупку на какое-то время. В большинстве случаев вы поймёте, что прекрасно обходитесь без новой вещи.
5. «Не зря же приехали – надо что-то купить»
Иногда нам действительно что-то нужно купить, и мы целенаправленно едем в торговый центр за это вещью. Казалось бы, всё хорошо, ищем конкретную вещь. Но бывает так, что обойдя все магазины, так и не находим ту самую идеальную модель. И от обиды, что приехали зря, покупаем совсем не то, зачем приехали, или вещь, которая не сильно нравится.
Решение:
Отрицательный результат – тоже результат. Лучше вернуться без покупок, но с чувством того, что вы не захламили свой дом вещами, которые не будут радовать.
По возможности, изучайте ассортимент заранее через интернет-магазин, а примеряйте/покупайте уже конкретную понравившуюся модель.
6. «Нечего надеть»
Нечего надеть, не хватит посуды для гостей, закончатся запасы и т. д. Как на странно, такая проблема часто возникает у людей, у которых слишком много вещей. Их обладатель просто теряется в большом выборе. Также этот пункт связан с неуверенностью, которая является одной из причин захламления. Мы покупаем больше и больше (часто очень похожих вещей), но проблема остаётся. Но если быть честными, скорее всего нам просто хочется купить что-то новенькое (или же это отговорка, чтобы никуда не идти, так как не в чем, но это уже другая история).
Решение:
Для начала наведите порядок дома. Разберите вещи, аккуратно развесьте одежду в шкафу по категориям. Вполне возможно, что вам всего хватает, просто всё это было раскидано по разным частям квартиры.
Попробуйте составить новые комбинации из одежды, которая уже у вас есть.
Одолжите какие-то инструменты, посуду, недостающий стул у соседей или друзей – ради редких гостей или ремонта не обязательно держать в доме лишние вещи на случай «а вдруг понадобится».
7. «Порадовать» близкого
Последний пункт не про подарки к праздникам, но про спонтанные покупки для близких в обычный день. Так вы, во-первых, удовлетворяете желание что-то купить, во-вторых, не захламляете свой дом (если не живёте вместе с этим человеком), и в-третьих, делаете приятное. Часто так поступают бабушки, покупая очередную игрушку или носочки для внука. Второй момент, на мой взгляд, связан с покупками из путешествий, но с этим ситуация становится немного лучше. И вроде, всё хорошо, но по факту чаще бывает наоборот. Во-первых, вы тратите деньги, во-вторых, захламляете дом близкого человека, в-третьих, купленная вещь далеко не всегда нужна/подходит/понравится. А ещё, вы можете поставить человека в неудобное положение и чувствовать себя должником. Таким образом, вы перекладываете проблему на близкого.
Решение:
Если вам что-то приглянулось, отложите покупку до праздника, а тем временем выясните, актуальная ли будет эта вещь (важно отложить именно покупку, а не хранить вещь у себя).
Замените вещь на полезные продукты: фрукты, орехи, сухофрукты или другие вкусности, которые точно понравятся (это решение подходит и для путешествий).
Поверьте, близкому важнее вы сами, а не то, что вы подарили при встрече.
Потреблять осознанно – не значит отказаться от покупок совсем.
Осознанное потребление это значит:
• Отказаться от лишних вещей.
• Заботиться об окружающей среде.
• Выбирать качественные вещи, которые прослужат долго.
• Не поддаваться на рекламные уловки и думать своей головой.
• Выбирать то, что действительно радует, а не потому, что так «надо».
• Поддерживать порядок дома и не захламлять пространство.
• А ещё это существенная экономия бюджета. Проверено на себе.