Найти в Дзене
Музыка нас связала

Про корпоративы. Как ценить свой труд

Так исторически сложилось, что параллельно с работой в клубах я время от времени подряжался в качестве режиссера и сценариста корпоративных праздников.

При этом, мне очень повезло, так как я имел возможность поработать с такими профессионалами, как Виктор Крамер, Василий Назаров, Лена Барабанова и еще с десятком компанией менее заметных, но весьма интересных.

Для оценки размаха корпоративов - я однажды писал сценарий для праздника внутри и снаружи этой башни
Для оценки размаха корпоративов - я однажды писал сценарий для праздника внутри и снаружи этой башни

Я уже рассказывал как-то на полях моего канала о том, что в какой-то момент, когда страна только-только оправлялась от голодных девяностых, возникла двоякая ситуация. С одной стороны для государственных учреждений, в том числе театров, продолжались тощие времена со скудными зарплатами и дырявыми бюджетами. Я хорошо помню, как выпускаясь из театрального, весь наш режиссёрский курс встал перед новой для выпускников-режиссеров проблемой. Нас перестали куда-либо распределять, каждому предстояло самому как-то найти себе театр хотя бы для диплома, не говоря уже о дальнейшей постоянной практике.

В основном, это было реально в удалённых от Петербурга городах. В театры же родного города пробиться было практически невозможно. Распределение, как я сказал выше, упразднили. Кто-то, через какие-то связи или хорошо себя зарекомендовав, еще мог попытать свои силы на столичной сцене. Но как правило, вариант для этого был один - и его совершенно спокойно предлагали почти все театры. Начинающий режиссер мог оплатить все расходы на постановку (самостоятельно или найдя продюсера), и в этом случае он практически автоматически, минуя художественные советы и согласования, попадал со своим спектаклем в репертуар.

И тут ни в коем случае нельзя винить театры и упрекать их в беспринципности или продажности. Как правило, они все равно не могли себе позволить оплатить новую постановку талантливого и своего режиссера, у них просто не было на это средств. А появления человека с финансами, еще и желающего ставить, было для них спасением репертуара. И, разумеется, это не мог сделать абы кто. Все же для подобного проекта требовалось иметь специальное образование.

Совершенно иначе, и на контрасте с театрами особенно ярко, все выглядело в "корпоративном секторе". Там наступающие жирные времена уже являли свою мощь во всей красе. Там не скупились на оплату диковинных артистов и невероятных декораций. Заказчики менялись локациями, спецэффектами, кейтерингом и ведущими. Наверное, с точки зрения маркетинга, это можно было оправдать, как затраты на формирование устойчивого и успешного имиджа компании или ее отдельного представителя. Хотя нет... Сложно это оправдать, и сложно это назвать формированием имиджа, а если им - то это имидж "свиньи в апельсинах".

Василий Назаров, создатель компании "Театр имперских зрелищ"
Василий Назаров, создатель компании "Театр имперских зрелищ"

Я говорю исключительно о временах почти двадцатилетней давности. Я давно не занимался ничем подобным, но мне хочется верить, что, как и все вокруг, например дресс-код бизнеса или способ ведения дел, так и корпоративная культура все же трансформировалась, стала тоньше и благороднее.

А в те времена все любили попышнее, порадикальнее, поэксклюзивнее. Чтобы потом про это говорили как можно дольше, ровно до следующего праздника, устроенного в ответ конкурентом по сладкой жизни.

Больше всего я поработал на корпоративы у Васи Назарова, в его компании "Театр Имперских Зрелищ". Уже по названию понятно, что Вася любил с пафосом, помпой и блестками. Сам он вышел в свое время их калининградского балета. Не уверен, что танцевал, но точно работал хореографом в местном Доме творчества. И любовь к балету, а вернее к самым ярким и водевильным его формам, Василий пронес и через всю свою корпоративную деятельность. Когда он переехал из Калининграда в Петербург, ему каким-то образом удалось устроиться режиссером праздников в Юсуповский дворец. Там он своими постановками решал вопросы удовлетворения потребности в прекрасном многочисленных компаний иностранных туристов. А заодно и стал отрабатывать корпоративные заказы. В Юсуповском дворце с ними никогда не было проблем. Ибо, если уж и искать место, где по определению "богато", так это именно здесь.

Роскошь Юсуповского
Роскошь Юсуповского

Постепенно самые благодарные клиенты брали Василия на вид и заказывали ему все новые и новые торжества. А заодно, как священную корову, передавали из рук в руки, по самым секретным рекомендациям самым близким друзьям. В то время, когда важно было ошарашить как можно большее количество людей своего круга, настоящие мастера сделать ярко и хорошо, ценились больше нефти, икры и леса.

В общем, Василий и его "Театр имперских зрелищ" постепенно набирал обороты и входил в фазу уверенного расцвета. При этом, как это происходило у всех компаний по организации праздников, за внешним фасадом благополучной, квалифицированной и сверхотлаженной команды пряталась реальность. В ней не хватало специалистов, сценаристы уходили в запой, артисты забывали тексты, а девушки-администраторы путали документы. В общем, Назаров все время испытывал кадровый голод, поэтому ухватился за меня, как за человека, который быстро может придумать что-нибудь оригинальное, еще быстрее сможет написать по этому поводу текст для ведущего, а заодно и отрепетировать и провести мероприятие. При всем при этом, оттого что мне это давалось крайне легко, я и оценивал свой труд так, как если бы умение мое было делом крайне распространенным. Я искренне так считал, не видел ничего удивительного в том, что я делаю. И просил за это все сущие копейки.

Надо сказать, что умение и смелость продавать себя за нормальные деньги приходили ко мне очень долго и очень трудно. И в целом это оказалось навыки, приобретаемым гораздо более трудно, чем талант сочинительства и постановки.

Я помню, как меня однажды поверг в шок мой компаньон по одному проекту. Мы с ним как-то случайно сошлись на идее сделать собственную компанию и даже начали что-то предпринимать. Но по факту выяснилось, что вся творческая и административная нагрузка падает на меня. Зато мой новый коллега хорошо умел только одно - торговаться. И однажды мы пришли на переговоры к одним из моих старых заказчиков из компании при стриптиз-клубе "Конюшенный двор". Они пробавлялись небольшими торжествами и обычно оперировали скромными бюджетами. Я традиционно писал для них короткие сценарии и получал за каждый в районе двухсот евро. В этот раз речь шла примерно о таком же объеме и такой же цене. Но на мое удивление, слово взял мой компаньон и, не мигнув глазом, назвал за ту же мою работу цену, в десять раз большую. Самое удивительное, что заказчики мои согласились.

И не менее удивительно, что я потом, как ни пытался построить разговор с заказчиком на таких же интонациях и таких же суммах, у меня это не получалось.

Это можно было бы списать на скромность, застенчивость, легкость задачи и так далее. Но, если быть честным, а я долго про это думал, проблема здесь гораздо глубже - неуверенность в собственных силах, страх напортачить и поэтому желание не брать на себя полную ответственность и приводило к тому, что проще и легче казалось согласиться на маленькую сумму. Зато и спрос, если что, становился меньше.

Так вот, пожалуйста, те редкие читатели, осилившие мой текст до конца, я призываю вас, никогда не повторяйте моей ошибки. Учитесь себя ценить, учитесь отвечать за свою работу и не бойтесь адекватно ее оценивать заказчику. От этого, поверьте, выиграет все - вы покажете свой профессионализм и адекватный ценой прогарантируете его наличие. Заказчик получит от вас максимум за деньги, которые, как маячок, позволят ему правильно оценить ваш уровень. И да, вы еще и заработаете нормально.

Ну, а в недовольных останутся только две категории - жадные заказчики и ленивые и бесталанные исполнители. Ни про тех, ни про других рассказывать мне не интересно.

Следующая остановка - Калининград, центр.
Следующая остановка - Калининград, центр.

А Василий Назаров, проверив меня на паре простых задач в Юсуповском дворце, решил, что со мной можно рисковать, и взвалил на меня одного огромный, новый и страшный проект - точнее целых три проекта - в Калининграде. День города, губернаторский прием, открытие храма.

Но об этом я обязательно, подробно и честно, расскажу в следующих сериях нашего романа.