Найти тему

Эклектика: русский стиль

В прошлой публикации мы поговорили о том, какие здания в Москве представляют направления эклектики, использующие образы и формы общеевропейских архитектурных стилей прошлого.

Теперь пришла очередь поговорить о нашем национальном вкладе в архитектурную эклектику.

Стилевое направление, искавшее вдохновение в образах национальной архитектуры прошедших веков, родилось ближе к середине 19 века.

Первой ласточкой движения в этом направлении стал так называемый византийский стиль, который сформировался как воплощение идеологии правления Николая Первого: православие, самодержавие, народность. Византийский стиль, в первую очередь, проявил себя в храмовой архитектуре. По сути, он стал официальным стилем культового зодчества и отразил стремление обратиться к корням православной архитектуры, которая не без оснований связывалась с Византией. Разумеется, развитие этого стиля в значительной мере было обусловлено идеей преемственности от Византии к России, ощущением особой миссии России в христианском мире ("Россия - третий Рим").

Родоначальником византийского (или, как его иначе называют, русско-византийского) стиля в отечественной архитектуре стал любимый архитектор Николая Первого - Константин Тон.

-2

Главное его творение в области культовой архитектуры - Храм Христа Спасителя, возведённый в 1883 году. Архитектура храма воссоздаёт образы церковной архитектуры, восходящие к византийской традиции. Стилистика оформления ориентирована на древние соборы Владимира и Москвы, с их пятиглавым завершением, закомарами и аркатурно-колончатыми поясами.

Судьба этого храма оказалась драматичной, в 1930-е годы он был разрушен большевиками, затем восстановлен по сохранившимся чертежам в 1995-2000 годах.

Вообще, история этого храма заслуживает отдельного рассказа.

Ещё одно знаковое храмовой сооружение в русско-византийском стиле находится на Бородинском поле.

-3

Это Владимирский собор Спасского монастыря, основанного Маргаритой Тучковой - вдовой Александра Тучкова, погибшего на Бородинском поле.

Собор построен в 1851-1859 гг. выдающимся архитектором и реставратором М.Д. Быковским.

К началу 20 века внутри византийского стиля сформировалось археологическое направление, ориентированное на кавказские и балканские образцы, с их полосатой кладкой стен, плоскими куполами и строенными окнами.

Несколько подобных сооружений есть в Москве.

-4

Храм Иконы Божией Матери "Знамение" в усадьбе Кунцево (Большая Филёвская улица, 65) построен в 1911-1913 гг. архитектором и реставратором С.У. Соловьёвым. Храм был освящён уже после смерти архитектора.

-5

Храм Иконы Божией Матери "Отрада и утешение" на Ходынском поле (улица Поликарпова, 16) построен в 1907-1909 гг. по проекту архитектора В.Д. Адамовича на деньги действительного статского советника И.А. Колесникова, который хотел таким образом почтить память военных и казаков, погибших в ходе декабрьского восстания 1905 года. Желанием И. Колесникова также было отдать дань памяти Великому князю Сергею Александровичу Романову убитому революционером Желябовым в 1905 году. На освящении храма присутствовала вдова Сергея Александровича - Великая княгиня Елизавета Фёдоровна.

Однако вернёмся к Константину Тону. Среди построенных по его проектам общественных зданий самыми знаменитыми, безусловно, являются Большой Кремлёвский дворец и Оружейная палата.

Эти здания построены в так называемом русском стиле, для которого характерно точное воспроизведение элементов древнерусской архитектуры 16-17 веков.

-6

Большой Кремлёвский дворец построен К. Тоном в 1839-1849 гг. при участии архитекторов Ф.Ф. Рихтера и Н.И. Чичагова и является одним из крупнейших дворцов Европы. Белокаменные резные наличники, подобная гульбищу внешняя обходная галерея первого яруса, сдвоенная арка с подвесной гирькой в оконных проёмах - всё это детали древнерусской архитектуры. Русский стиль иногда ещё называют стилем детали.

Вместе с тем, более свойственное барокко и классицизму ордерное членение фасада, в сочетании с древнерусскими элементами декора, как раз и иллюстрирует суть эклектики.

Однако согласитесь, что в этом нет ничего несообразного или безвкусного. Наоборот, это очень эффектное сочетание. По-настоящему "разумный выбор", то есть именно то, что и означает "эклектика" в переводе с греческого.

В стилевом единстве с Большим Кремлёвским дворцом по проекту К. Тона в 1851 году построено здание Оружейной палаты.

Оружейная палата Московского Кремля
Оружейная палата Московского Кремля

Два знаменитых здания в русском стиле находятся на Красной площади.

-8

Здание Государственного Исторического музея построено в 1875-1883 гг. архитектором В.О. Шервудом.

-9

Здание Верхних торговых рядов (ныне ГУМ), построенное архитектором А.Н. Померанцевым и инженером В.Г. Шуховым в 1889-1893 гг., ограничивает Красную площадь с восточной стороны.

Проект А.Н. Померанцева победил на конкурсе, одним из условий которого было требование, чтобы новое здание не противоречило стилистически уже имеющимся постройкам на Красной площади.

Кроме храмов и общественных зданий, в Москве есть несколько совершенно замечательных частных домов в русском стиле.

-10

Дом купца Игумнова на Большой Якиманке построен в 1888-1895 гг. архитектором Н.И. Поздеевым. Убранство фасада в точности копирует легко узнаваемые элементы древнерусской архитектуры: крутая крыша-"епанча", кокошники, наличники с наборными стойками, арка с подвесной гирькой, шатровое завершение крыльца...Точность копирования стала как бы синонимом совершенства.

В Москве есть ещё один дом, построенный в подобном стиле.

-11

Это дом Петра Щукина, брата знаменитого владельца коллекции живописи. Сам Пётр Щукин тоже был коллекционером. Он коллекционировал различные предметы старины. Его коллекция легла в основу коллекции Государственного Исторического музея. Пётр Щукин передал музею все собранные ценности.

Дом в русском стиле построен в 1896-1898 гг. архитектором А.Э. Эрихсоном.

В настоящее время в этом доме на Малой Грузинской улице находится Биологический музей им. Тимирязева.

Кроме кирпичных домов, в Москве до сих пор живы деревянные жилые дома в русском стиле.

-12

Недалеко от Арбата, в Староконюшенном переулке, неизменно привлекает внимание прохожих деревянный дом купца Пороховщикова, построенный в 1872 году архитектором А.Л. Гунном.

Это, если угодно, демократичный вариант русского стиля, вдохновлённый нарядными народными избами русского Севера.

Ещё одна "северная изба" в Москве - Погодинская изба на Погодинской улице, 12.

-13

Эта изба - одно из самых ранних сооружений в русском стиле. Построена в 1850-х годах архитектором Н.В. Никитиным в дар историку и коллекционеру Михаилу Погодину. Дом построен на деньги одного из богатейших людей 19 века, предпринимателя и мецената Василия Кокорева.

Кокореву принадлежало огромное количество земельных участков и зданий, в том числе, в Москве. Одно из самых знаменитых его владений, так называемая "Кокоревка", находится на Софийской набережной, прямо напротив Кремля. Это очень известное в Москве место, но об этом - в следующий раз.