На Первом канале прошла премьера телесериала "В созвездии Стрельца" про полную драматизма историю жизни советского футболиста Эдуарда Стрельцова. Фильм был, правда, снят ещё в 2018 году к чемпионату мира по футболу в России. Но тогда его почему-то не показали, премьера для широкой аудитории состоялась только сейчас.
Часто приходится сожалеть, что колесо истории нельзя повернуть вспять. Когда я ещё в юношеском возрасте узнал о той трагической истории, произошедшей с Эдуардом Стрельцовым, было очень обидно, что всё произошло так, как произошло. И меня, с детских лет футбольного болельщика, разумеется, тоже занимал вопрос - а как бы сыграла сборная СССР на чемпионате мира 1958 года в Швеции, первом для неё чемпионате мира, если бы в её составе играл тогда Стрельцов? Ведь нападающего московского "Торпедо" и сборной страны арестовали по обвинению в изнасиловании буквально накануне отъезда сбоорной СССР в Швецию. Кто знает, может наша команда со Стрельцовым и была бы в числе призёров?
Доводилось читать и такие мнения от людей, знающих толк в футболе, что неизвестно о ком бы говорили больше после чемпионата мира - о юном Пеле, звезда которого и зажглась ярко в Швеции, или об Эдуарде Стрельцове, сыграй тогда он на том турнире. Но к сожалению, история не терпит условного наклонения, и как бы сложилась футбольная карьера Эдуарда Стрельцова, если бы не роковые обстоятельства, теперь никто не знает, разве что всевышний Создатель.
Что было правдой, а что ложью в последующем описании того злосчастного происшествия, было ли оно подстроено специально или нет, даже этого мы сейчас, по прошествии стольких лет, доподлинно не знаем. Эдуард Стрельцов, рано ушедший из жизни - сказались годы проведённые в неволе, в том числе на вредном производстве - не любил говорить об этом (может "компетентные товарищи" посоветовали не распространяться на эту тему). А друзья, партнёры по команде потом старались не бередить раны и не лезть в душу. По крайней мере, в письмах из "мест не столь отдалённых" своей матери Эдуард Стрельцов писал, чтобы она знала, что он ни в чём не виноват. Не могли поверить в его виновность и друзья, футболисты "Торпедо", хорошо его знавшие. И если беспристрастно подумать - ну, зачем уже знаменитому футболисту сборной СССР, имя которого на устах болельщиков, было насиловать какую-то малознакомую девушку? Поклонниц у него и так хватало, да и женат он был вообще-то. В общем, эта грустная история так и осталась покрытой мраком тайны.
Но вернёмся к снятому сериалу. Очень уж сильно ругать не буду. Смотрел всё-таки с интересом, хорошо, что вообще обратились к этой теме. Понравилось, что реальных людей, известных футболистов постарались сделать похожими внешне, хотя кто-то со мной возможно и не согласится. Но по крайней мере, нет такого уж резкого диссонанса, как в хорошем вообще-то фильме "Номер 17", где тренер Анатолий Тарасов в исполнении Олега Меньшикова, внешне не имеет ничего общего со своим реальным прототипом. Вот только Стрельцов, возвратившийся уже из мест заключения, в фильме на реального Стрельцова, рано начавшего лысеть, пополневшего, не похож. Не очень-то похож и Хрущёв, но зато Валерий Баринов сыграл его колоритно. А реальный Анастас Микоян, по воспоминаниям современников, не говорил со столь выраженным армянским акцентом.
Кстати, Никита Симонян отрицал тот факт, что его включение в состав на финальный матч Олимпиады в Мельбурне вместо Стрельцова было по настоянию Микояна. По официальной версии тогда главный тренер Гавриил Качалин решил освежить состав, измученный тяжёлыми предыдущими матчами. Но в результате Эдуард Стрельцов, отлично проведший предварительные матчи, остался без золотой медали. А вот то, что Никита Симонян искренне пытался дважды отдать свою медаль Стрнельцову - истинная правда! Вообще, идиотское тогда было правило, когда медали получали только участники финального матча, при этом ещё и замены не разрешались. Получалось, что футболист мог, например, прекрасно провести матчи на начальном этапе, а потом получить травму и остаться без заслуженной медали.
Сейчас многие люди, лично знавшие Эдуарда Стрельцова, ветераны футбола, уже высказали своё негативное отношение к фильму. Много там, по их мнению, несостыковок, много надуманного. Но наверное, в том-то и дело, что покров таинственности, так и не снятый с той злосчастной истории, и даёт право на вольные трактовки создателям фильма. Хотя киноляпов там действительно хватает.
Вот, например, эпизод с остановкой поезда, на который опоздали Эдуард Стрельцов с Валентином Ивановым, на станции в Можайске. Такой случай действительно был, поезд специально остановили ради опоздавших игроков сборной СССР. Вот только произошло это чуть позже, в 1957 году, когда команда ехала на поезде в Германию на отборочный матч чемпионата мира в Швеции со сборной ФРГ. А в фильме показано, что это произошло на пути сборной СССР к золотым медалям Олимпиады в Мельбурне 1956 года. На том турнире наша команда длействительно играла с западными немцами в 1/8 финала. Но хочется спросить у созхдателей фильма, а куда в таком случае едет на поезде сборная СССР - в Австралию, что ли? В реальности она туда на самолёте летела, с двумя дозаправками - в Ташкенте и в Бирме.
Оставим на совести создателей фильма и сцены из "лагерной жизни", где Стрельцов метелит одного блатного за другим, а тех потом на воровской сходке поочерёдно лишают блатного статуса. Сомневаюсь, что в реальности такое могло быть.
Непонятно, почему в концовке фильма Стрельцова на железнодорожном вокзале встречают Алла с дочерью. А ничего, что в реальности у Стрельцова к тому времени была уже другая семья, жена Раиса, сын Игорь родился?
Ну, и конечно, обычная проблема новых фильмов о делах давно, и даже сравнительно недавно минувших. Это язык персонажей, с чем у нас в кинематографе повальная беда в последнее время. Вот, например, Никита Симонян после Олмипиады в Мельбурне говорит Стрельцову "Эдик, пойми, ты ещё бэби!". Ну, не мог в 1956 году Симонян это слово произносить в 1956 году, разве ж это не очевидно?! Не было тогда ещё такой моды на англицизмы. Он мог Стрельцова "пацаном" назвать, а "бэби" не мог! А как вам "перл" следователя, ведущего допрос Стрельцова: "Ты мне тут пургу на уши не вешай!"? Может, лучше было бы не оригинальничать, и "лапшу на уши не вешать"? Но удивительно современной лексикой исторических персонажей уж очень часто поражают новые российские фильмы. Я вообще, наверное, не удивлюсь если как-то мы увидим фильм, в котором товарищ Сталин, попыхивая трубкой, скажет с грузинским акцентом Хрущёву: "Никита, поддэржи кайф, спляши гопака, чё тебе, в лом, что ли?".
Можно, конечно, и другие нестыковки отметить, но специально такой целью не задаюсь. А вот, пытаясь ответить на собственный вопрос в заголовке, всё же возьму на себя наглость ответить отрицательно. Вряд ли Эдуарду Стрельцову этот фильм понравился бы. И дело даже не некоторых неточностях, искажениях фактов. Мне кажется, что Эдуарда Стрельцова, в первую очередь, покоробила бы трактовка образа его матери Софии Фроловны. Нет, ну правда, она тут просто какой-то ведьмой представлена!
Допустим, что мама Эдуарда Стрельцова не очень-то любила его первую жену Аллу, она сына в строгости одна воспитала - обычное дело в таких случаях в отношениях свекрови и невестки. Но нарисовать такой негативный образ, сделать её чуть ли не косвенной виновницей того, что случилось с сыном - по-моему, это уже чересчур! И не исправляет этого даже эпизод с прочтением Аллой посмертного покаянного письма матери. А ведь Эдуард Стрельцов нежно любил свою маму, зачем же изображать её в таком свете? Сам Эдуард Стрельцов создателям фильма этот вопрос уже задать не сможет. Разве что в иной реальности, если она существует...