Реклама в интернете изменилась. Я чувствую это в социальных сетях, замечаю в поисковиках, ощущаю при чтении статей в Дзене. А если серьёзно, то даже далёкий от маркетинга человек может оценить, как много форматов в последнее время появилось.
Впервые столкнувшись с нативкой, я поняла, что реклама уходит от кислотных оттенков и страз в сторону чего-то более творческого и содержательного.
И вот, получив образование (разумеется, по совершенно другой специальности), я задумалась о том, что действительно приносит мне удовольствие, и чем я планирую зарабатывать себе на жизнь. Так сложилось, что где-то на пересечении моих "хочу" и "могу" оказался копирайтинг. Однако, имея весьма скромное представление о профессии, я решила сначала подробно её изучить. И понеслось.
Поясню на берегу, что статья основывается на моём личном опыте, а мнение строго субъективно. Я не ставлю целью очернить кого-либо, а также не рекламирую никакие сервисы.
Глава 1. Непроходимые дебри литературы
Мой хороший знакомый как-то сетовал, что изучение программирования превращается для него в гонку. Если информацию получишь от специалиста, значит, она устарела на месяц. Если найдёшь в сети, то на полгода. А уж если учебник издан - лет на 10.
Нечего и говорить, что маркетинга это тоже касается, темп его развития неумолимо ускоряется. И чем быстрее мчится поезд, тем сложнее на него запрыгнуть.
Выбор огромен. Хотя в процессе придётся столкнуться с жесткой полярностью источников. Либо старые, либо новые. Либо для чайников, либо для профи. Либо основополагающие, либо полные частностей и трюков для уже практикующих.
Конечно, база есть база. И книги дают её, как могут: с примерами многолетней давности, с точки зрения опытных специалистов, давно ушедших в свободное теоретическое плаванье. Но от неё не уйти.
В итоге, выбирая красную таблетку, мы неожиданно обнаруживаем себя жующими конфеты Берти Боттс… в лучшем случае, с ягодным вкусом. Это не значит, что хорошей литературы нет. Просто велик риск найти совсем не то, что искал.
Глава 2. Когда бесплатный сыр ещё и горький
Потратив некоторое время на чтение и осознав, что в море печатной продукции можно и потонуть, я решила отправиться на мелководье, откуда приветливо махали ручкой образовательные платформы, обещая просто так познакомить с основами. Разумеется, откровений я не ждала. Но всё-таки некоторое количество полезностей под соусом рекламы курсов лучше, чем моё полное неведение.
Смысл трёхдневного интенсива Skillbox, как мне казалось, сводился к тому, чтобы дать некоторое количество основной информации, и тем самым агитировать участников перейти к платным курсам. Чтобы это произошло, нужно было:
1. Рассказать что-то конкретное.
2. Сделать это интересно и качественно.
3. Показать перспективы изучения специальности именно у них.
А получилась какая-то бесплатная юридическая консультация, где рассказ вели по принципу "Всё это вы можете узнать, купив курсы".
Не могу сказать, что вебинары были совершенно лишены содержания. Но часто ли вы видите в чате трансляции вопрос "А у вас всегда реклама такая долгая?" И это только о чистой рекламе, не встроенной в контент и не образующей его. Разумеется, весь интенсив проводится ради этого. И всё же, как может организатор мотивировать участников учиться созданию качественной и интересной рекламы, если сам на это не способен?
Мне абсолютно до лампочки, как именно устроен ваш курс, если я ещё не решила, хочу ли заниматься именно у вас.
Вторая проблема - выбор темы. Кто же такой копирайтер...
Не могу говорить за других, но я слушаю вебинар о копирайтинге потому что... мне интересен копирайтинг. Если бы мне нужно было узнать определение или составить общее представление, я бы загуглила, а не сидела два часа в наушниках.
Что ещё можно было бы убрать, существенно сократив длительность вебинара, так это воодушевляющую статистику, говорящую нам, что рынку не хватает специалистов. По той же причине: меня не нужно убеждать заниматься копирайтингом, я уже этого хочу. Именно это привело меня сюда.
К слову, примерно тем же страдают многие писаки: они пытаются убедить своего читателя, что ему нужна именно эта книга. Она уже куплена, её уже читают. Много вы видели покупателей в книжном, которые стоят у полки и изучают введение? Обложка, имя автора и аннотация говорят достаточно. В крайнем случае можно почитать отзывы или просто открыть книгу на случайной страничке.
А вот удержать аудиторию - совсем другое дело, в котором раскрытие "актуальности исследования" по заветам дипломных работ никак не поможет.
Глава 3. Всё в порядке с "Что-то не так"
Вы наверняка уже сталкивались с таким форматом на youtube как интервью. Клёвые люди расспрашивают клёвых людей. Верно следуя этому принципу, Роман Тарасенко создал "Что-то не так" - любимое шоу тревожников. Каждое видео затрагивает злободневные нюансы... чего угодно. От ЗОЖ, вина и этикета до инфлюенс-маркетинга и SMM.
Популярные и опытные в своей сфере гости в разговоре откровенно вещают о том, с какими проблемами сталкиваются прямо сейчас. Никаких вступлений, рекламных пауз и прочей шелухи. Актуальнее некуда.
Кстати, помимо этой серии на канале есть выжимки из семинаров, где автор рассказывает о маркетинге. Пять минут просмотра - страничка конспекта (за три вечера упомянутого интенсива получилось две). Выводы оставлю на вас.
Глава 4. После вуза в школу
Этим летом открылась Школа авторов рекламных текстов Яндекс.Дзена. Полностью бесплатный курс, заточенный на обучение копирайтеров специально для этой площадки. Мне рассказали всё. А вернее, 80% моих познаний пришли именно оттуда.
Увы, поскольку на момент проведения занятий пришлась защита дипломной работы в вузе, я не смогла записаться в активные участники, пришлось регистрироваться как слушатель. И это единственное, о чём я жалею.
Но хватит общего и хвалебного, поговорим о формате и содержании. Курс состоит из серии мастер-классов, а также нескольких семинаров с разбором полётов (и заданий, которые могут подготовить все, но домашки слушателей не проверяли). Авторы рассказывали буквально о всех сторонах копирайтинга в Дзене. Из того, что я могу перечислить по памяти:
- В чём разница между нативкой и рекламой в Дзене?
- Что такое "воронка продаж" и как с ней работать?
- Где искать, как подбирать и использовать иллюстрации?
- Какой должна быть структура рекламного текста?
- Как работать с брифом?
- Как специфика товара влияет на формат его рекламы?
Всего видео около тридцати, так что при всём желании я не смогу изложить курс во всех подробностях.
О том, с каким сокровищем имею дело, я поняла не сразу. Но хватило месяца, чтобы убедиться: материалов такого качества в открытом доступе мало. И если курс откроют заново, я практически уверена, что снова запишусь. На сей раз, в студенты.
Глава 5. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается
Это только начало. В моём арсенале - одни основы. А это значит, что поиски продолжаются. Я продолжу вышагивать по копирайтерским граблям и... конечно, описывать свои приключения. Если вам это будет интересно.
Большое спасибо за уделённое время!