Найти тему
Meliada

Сказка о самообучении, копирайтинге и царевне Бакалавре

Оглавление

Реклама в интернете изменилась. Я чувствую это в социальных сетях, замечаю в поисковиках, ощущаю при чтении статей в Дзене. А если серьёзно, то даже далёкий от маркетинга человек может оценить, как много форматов в последнее время появилось.
Впервые столкнувшись с
нативкой, я поняла, что реклама уходит от кислотных оттенков и страз в сторону чего-то более творческого и содержательного.

И вот, получив образование (разумеется, по совершенно другой специальности), я задумалась о том, что действительно приносит мне удовольствие, и чем я планирую зарабатывать себе на жизнь. Так сложилось, что где-то на пересечении моих "хочу" и "могу" оказался копирайтинг. Однако, имея весьма скромное представление о профессии, я решила сначала подробно её изучить. И понеслось.

Поясню на берегу, что статья основывается на моём личном опыте, а мнение строго субъективно. Я не ставлю целью очернить кого-либо, а также не рекламирую никакие сервисы.

Глава 1. Непроходимые дебри литературы

Мой хороший знакомый как-то сетовал, что изучение программирования превращается для него в гонку. Если информацию получишь от специалиста, значит, она устарела на месяц. Если найдёшь в сети, то на полгода. А уж если учебник издан - лет на 10.
Нечего и говорить, что маркетинга это тоже касается, темп его развития неумолимо ускоряется. И чем быстрее мчится поезд, тем сложнее на него запрыгнуть.

Выбор огромен. Хотя в процессе придётся столкнуться с жесткой полярностью источников. Либо старые, либо новые. Либо для чайников, либо для профи. Либо основополагающие, либо полные частностей и трюков для уже практикующих.

Конечно, база есть база. И книги дают её, как могут: с примерами многолетней давности, с точки зрения опытных специалистов, давно ушедших в свободное теоретическое плаванье. Но от неё не уйти.

В итоге, выбирая красную таблетку, мы неожиданно обнаруживаем себя жующими конфеты Берти Боттс… в лучшем случае, с ягодным вкусом. Это не значит, что хорошей литературы нет. Просто велик риск найти совсем не то, что искал.

Мне, кстати, впервые попалась со вкусом червяка.
Мне, кстати, впервые попалась со вкусом червяка.

Глава 2. Когда бесплатный сыр ещё и горький

Потратив некоторое время на чтение и осознав, что в море печатной продукции можно и потонуть, я решила отправиться на мелководье, откуда приветливо махали ручкой образовательные платформы, обещая просто так познакомить с основами. Разумеется, откровений я не ждала. Но всё-таки некоторое количество полезностей под соусом рекламы курсов лучше, чем моё полное неведение.

Смысл трёхдневного интенсива Skillbox, как мне казалось, сводился к тому, чтобы дать некоторое количество основной информации, и тем самым агитировать участников перейти к платным курсам. Чтобы это произошло, нужно было:
1. Рассказать что-то конкретное.
2. Сделать это интересно и качественно.
3. Показать перспективы изучения специальности именно у них.

А получилась какая-то бесплатная юридическая консультация, где рассказ вели по принципу "Всё это вы можете узнать, купив курсы".

Не могу сказать, что вебинары были совершенно лишены содержания. Но часто ли вы видите в чате трансляции вопрос "А у вас всегда реклама такая долгая?" И это только о чистой рекламе, не встроенной в контент и не образующей его. Разумеется, весь интенсив проводится ради этого. И всё же, как может организатор мотивировать участников учиться созданию качественной и интересной рекламы, если сам на это не способен?
Мне абсолютно до лампочки, как именно устроен ваш курс, если я ещё не решила, хочу ли заниматься именно у вас.

Вторая проблема - выбор темы. Кто же такой копирайтер...
Не могу говорить за других, но я слушаю вебинар о копирайтинге потому что... мне интересен копирайтинг. Если бы мне нужно было узнать определение или составить общее представление, я бы загуглила, а не сидела два часа в наушниках.

Что ещё можно было бы убрать, существенно сократив длительность вебинара, так это воодушевляющую статистику, говорящую нам, что рынку не хватает специалистов. По той же причине: меня не нужно убеждать заниматься копирайтингом, я уже этого хочу. Именно это привело меня сюда.
К слову, примерно тем же страдают многие писаки: они пытаются убедить своего читателя, что ему нужна именно эта книга. Она
уже куплена, её уже читают. Много вы видели покупателей в книжном, которые стоят у полки и изучают введение? Обложка, имя автора и аннотация говорят достаточно. В крайнем случае можно почитать отзывы или просто открыть книгу на случайной страничке.
А вот удержать аудиторию - совсем другое дело, в котором раскрытие "актуальности исследования" по заветам дипломных работ никак не поможет.

Мне даже интересно стало, как вы выбираете книги. Может, это я здесь непритязательная простушка.
Мне даже интересно стало, как вы выбираете книги. Может, это я здесь непритязательная простушка.

Глава 3. Всё в порядке с "Что-то не так"

Вы наверняка уже сталкивались с таким форматом на youtube как интервью. Клёвые люди расспрашивают клёвых людей. Верно следуя этому принципу, Роман Тарасенко создал "Что-то не так" - любимое шоу тревожников. Каждое видео затрагивает злободневные нюансы... чего угодно. От ЗОЖ, вина и этикета до инфлюенс-маркетинга и SMM.

Популярные и опытные в своей сфере гости в разговоре откровенно вещают о том, с какими проблемами сталкиваются прямо сейчас. Никаких вступлений, рекламных пауз и прочей шелухи. Актуальнее некуда.

Кстати, помимо этой серии на канале есть выжимки из семинаров, где автор рассказывает о маркетинге. Пять минут просмотра - страничка конспекта (за три вечера упомянутого интенсива получилось две). Выводы оставлю на вас.

Глава 4. После вуза в школу

Этим летом открылась Школа авторов рекламных текстов Яндекс.Дзена. Полностью бесплатный курс, заточенный на обучение копирайтеров специально для этой площадки. Мне рассказали всё. А вернее, 80% моих познаний пришли именно оттуда.
Увы, поскольку на момент проведения занятий пришлась защита дипломной работы в вузе, я не смогла записаться в активные участники, пришлось регистрироваться как слушатель. И это единственное, о чём я жалею.

Но хватит общего и хвалебного, поговорим о формате и содержании. Курс состоит из серии мастер-классов, а также нескольких семинаров с разбором полётов (и заданий, которые могут подготовить все, но домашки слушателей не проверяли). Авторы рассказывали буквально о всех сторонах копирайтинга в Дзене. Из того, что я могу перечислить по памяти:
- В чём разница между нативкой и рекламой в Дзене?
- Что такое "воронка продаж" и как с ней работать?
- Где искать, как подбирать и использовать иллюстрации?
- Какой должна быть структура рекламного текста?
- Как работать с брифом?
- Как специфика товара влияет на формат его рекламы?
Всего видео около тридцати, так что при всём желании я не смогу изложить курс во всех подробностях.

О том, с каким сокровищем имею дело, я поняла не сразу. Но хватило месяца, чтобы убедиться: материалов такого качества в открытом доступе мало. И если курс откроют заново, я практически уверена, что снова запишусь. На сей раз, в студенты.

Глава 5. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается

Это только начало. В моём арсенале - одни основы. А это значит, что поиски продолжаются. Я продолжу вышагивать по копирайтерским граблям и... конечно, описывать свои приключения. Если вам это будет интересно.

Большое спасибо за уделённое время!

-3