В Риге есть Latvijas Okupācijas muzejs. Когда прошлой осенью я решил все-таки зайти в него и сравнить с похожим музеем в Таллине, на Ратушной площади меня ждал неприятный сюрприз: музей был покрыт зеленой строительной сеткой и не работал.
Но как хорошо, что везде есть вайфай! Оказалось, музей просто переехал на бульвар Райниса — местное Бульварное кольцо, выглядящее в ноябре очень красиво.
Пока я шел через старый город от Ратушной площади до бульвара Райниса, стемнело.
Вот и, собственно, музей. Для посещения билет не нужен: достаточно положить некоторую (любую) сумму в ящик для пожертвований. Видел там и кучу мелочи, и крупные 20-евровые бумажки.
В самом музее фотографировать, в сущности, нечего. Если в таллинском экспозиция собрана в основном из реальных предметов быта, то в дизайне рижского упор сделан на стенды и информационные экраны — то есть он такой информационно-обучающий.
В основном здесь фотографии, тексты на латышском и английском, репродукции и инфографика. Стенд, рассказывающий о насильственной русификации Латвии в советское время, проиллюстрирован изображением таблички со список жильцов дома.
Удивительно, но такие таблички сохранились в Риге до сих пор! Одну из них я обнаружил, гуляя по подворотням Видземского предместья — исторического рижского района.
На стенде, посвященном холокосту, жутковатая схема Прибалтики с количеством уничтоженных евреев. В соседней Эстонии, как по ней видно, еврейский вопрос был решен полностью.
Сейчас о рижских евреях напоминает мало что. Из того, что я видел, — грустный пустырь на улице Гоголя с руинами Большой хоральной синагоги, сожженной в самом начале войны.
Вернемся в музей. Чтобы прочитать про всё на русском, есть сенсорные табло. Русскоязычный интерфейс в них неидеален — это я как корректор говорю.
Есть и любопытные экспонаты: вот, например, табличка времён нацистской оккупации с улицы Бривибас (Свободы).
Но главное впечатление от музея оккупации Латвии — очень, очень, невыносимо много красного цвета в оформлении!
Воздержался ли я в этом посте от оценочных суждений? Да вроде бы да. Но для полноты картины выложу ещё пару фото, демонстрирующих, так сказать, разносторонность дискурса.