Когда возникла реклама? В какой момент обмен информацией между людьми перестал быть просто разговором? Очевидно, что с возникновением товаров и услуг появилась необходимость в их презентации. А как проходила эта самая презентация?
Я бы разделил развитие рекламы на четыре основных вехи, не считая появления интернета и далее:
- Из уст в уста
- Появление письменности
- Создание печатного станка
- Развитие литографии
Если с "сарафанным радио" все понятно и никаких примеров сохраниться не могло. А вот с остальными периодами уже есть кое-что интересное.
С письменностью появляются указатели. И как думаете, какой древнейший указатель был найден? Конечно же, в проститутошную. На руинах Помпеи в древнем Риме был найден указатель публичного дома. Вот так, не зря до сих пор индустрия секса остается одной из самых прогрессивных по внедрению передовых технологий. От умных секс-игрушек до виртуальной реальности и передачи тактильных ощущений с использованием искусственного интеллекта. Короче, если будущее ворвется в нашу жизнь, то сделает, похоже, это через спальню. Ну да ладно, об этом как-нибудь в другой раз.
Следующий скачок развития рекламы произошел после изобретения печатного станка и появления первых газет. Некоторые предприимчивые чуваки придумали выкупать площади в газетах и продавать их производителям разных товаров и услуг, типа такие рекламные агенты. Это примерно 16 век. Также есть пример издания, которое появилось целенаправленно собирая информацию у населения, в том числе рекламного характера и размещая ее. Это первая французская газета La Gazette Теофраста Ренодо, первый номер которой вышел в 1631 г. Позднее, в 1657 г. в Англии появляется газета Public Advertiser" ("Общественный рекламодатель" или «Публичный рекламист»), которая полностью состоит из рекламных объявлений. Данное издание и принято считать первым рекламным агентством. Уверен, если бы не христианство, люди бы уже устанавливали билборды с суперкреативными рисунками завлекающими в бордель.
Наиболее ярким примером рекламы в привычном нам виде на заре ее развития были плакаты, которые появились во Франции благодаря развитию технологии цветной печати - литографии, и таким художникам как Жюль Шере, Анри Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха и другим. Они создали такие плакаты, теперь уже ставшими предметами искусства, для аперитива Дюбоне (Жюль Шере), для кабаре Мулен Руж (Тулуз-Лотрек) и шампанского Moet & Chandon (Альфонс Муха).
Одной из первых и по-настоящему гениальных рекламных кампаний можно считать, организованную Томасом Барреттом, владельцем мыловаренной компании A&F Pears. В 1862 г. он выкупил картину художника Джона Эверетта Миллеса "Детский мир" со всеми правами на ее использование. После Баррет то ли по договоренности с Миллесом, то ли без, тут мнения делятся, подрисовал к ней мыло Pears и назвал картину "Пузыри", которую далее тиражировала в качестве рекламы в журналах. Обратите внимание, как ненавязчиво размещено мыло. Вот таким должен быть продакт-плейсмент, элегантным.
Как бы я резюмировал данный пост? Реклама старейшее из направлений человеческой деятельности - это факт. Реклама бок о бок развивалась с журналистикой - факт. И прекрасно, что визуальная составляющая рекламы зарождалась в плотном сотрудничестве с искусством. Жаль, что сейчас таких примеров меньше.