Найти в Дзене
Tour2Go
Подписаться

Самый большой кирпичный мост в мире, который чуть не построили по объявлению

Ещё в середине 19-го века в Германии был построен мост, который до сих пор является рекордсменом. И скорей всего, им и останется, поскольку вряд ли такие сооружения кто-то решиться теперь строить из обычного кирпича. Гёльчтальбрюкке и знаменит тем, что является самым большим в мире кирпичным виадуком.

Поезд на Гёльчтальбрюкке
Поезд на Гёльчтальбрюкке

Строилось это сооружение с 1846 по 1851 годы как часть большой Саксоно-Баварской железной дороги, а теперь он - часть скоростной магистрали между городами Дрезден и Нюрнберг. Кстати, на момент открытия в июле 1851 года Гёльчтальбрюкке был самым высоким железнодорожным мостом в мире, а самым большим кирпичным мостом он остается и в наши дни.

Строительство Гёльчтальбрюкке
Строительство Гёльчтальбрюкке

Сам мост перекинут через большой овраг, по дну которого течёт небольшая река Гёльч. Максимальная высота виадука - 78 метров, длина — 574 метра, а ширина у основания — целых 23 метра. Сверху мост сужается, поскольку выстроен в виде такой "пирамидки" - выставленных друг на друга арок, соответственно нижняя всегда несколько шире и служит опорой для верхней арки.

Под Гёльчтальбрюкке есть прогулочные дорожки
Под Гёльчтальбрюкке есть прогулочные дорожки

Всего таким образов выстроено четыре яруса, а весь мост имеет 29 пролётов, часть из которых, конечно, имеет меньше четырёх этажей - те, что ближе к краям оврага. По центру можно видеть самую широкую арку - под ней собственно и протекает река.

Вид сквозь арки Гёльчтальбрюкке
Вид сквозь арки Гёльчтальбрюкке

В рассказе о Гёльчтальбрюкке очень много занимательных цифр - скажем, при строительстве моста Гёльчтальбрюкке было использовано более 26 миллионов кирпичей. С кирпичами - отдельная интересная тема. Так считается, что кирпич в качестве строительного материала был выбран из соображений типичной немецкой прагматичности. Просто в этом районе много суглинка, соответственно легко и недорого добывать глину и делать кирпичи.

Гёльчтальбрюкке - вид на "пирамидку" арок снизу
Гёльчтальбрюкке - вид на "пирамидку" арок снизу

В итоге вдоль строящейся железной дороги развернулась ещё стройка - заводов для изготовления кирпичей, которых тут в итоге "на благо великой стройки" работало около 20 штук. За период строительства виадука и железной дороги с этих конвейеров сошло 27 миллионов кирпичей, а расходовалось около 50 тысяч кирпичей в день.

Общий вид сверху на Гёльчтальбрюкке
Общий вид сверху на Гёльчтальбрюкке

Интересна предыстория - когда Саксоно-Баварская железнодорожная компания объявила конкурс на архитектурный проект. 27 января 1845 года в немецких газетах появилось объявление об этом - сообщалось, что победитель получит 1000 талеров. Конкурс был попыткой компании сэкономить, но в итоге победитель не был определён, а приз разделили на четырёх конкурсантов, чьи идеи посчитали лучшими. Хотя в итоге ничего их предложенного использовано во время строительства не было.

Такой овраг, конечно, без моста не преодолеть
Такой овраг, конечно, без моста не преодолеть

В итоге проект пришлось разрабатывать председателю комиссии, которая оценивала конкурс - профессору Иоганну Андреасу Шуберту. Его имя теперь и значится в качестве автора Гёльчтальбрюкке. Считается, что поскольку никто из конкурсантов не смог точно рассчитать и доказать, что их проект сможет выдержать нужную нагрузку, он вынужден был сделать это сам.

Вид на Гёльчтальбрюкке с высоты человеческого роста
Вид на Гёльчтальбрюкке с высоты человеческого роста

Кстати, ту самую широкую центральную арку пришлось придумать позже, уже после начала работ. Выяснилось, что почва держит хуже, чем в расчётах - и у самой реки было решено построить вот такую большую арку. Её проект разрабатывался отдельно - инженером Робертом Вильке. Но в итоге именно эта вынужденная мера и сделала внешний вид Гёльтцштальского моста столь узнаваемым и даже легендарным.

Гёльчтальбрюкке на открытке
Гёльчтальбрюкке на открытке

Если материал вас заинтересовал, ставьте лайк или подписывайтесь на канал - это позволит алгоритму "Дзена" показывать вам чаще наши публикации и публикации каналов, которые пишут на те же темы!