Ещё в середине 19-го века в Германии был построен мост, который до сих пор является рекордсменом. И скорей всего, им и останется, поскольку вряд ли такие сооружения кто-то решиться теперь строить из обычного кирпича. Гёльчтальбрюкке и знаменит тем, что является самым большим в мире кирпичным виадуком.
Строилось это сооружение с 1846 по 1851 годы как часть большой Саксоно-Баварской железной дороги, а теперь он - часть скоростной магистрали между городами Дрезден и Нюрнберг. Кстати, на момент открытия в июле 1851 года Гёльчтальбрюкке был самым высоким железнодорожным мостом в мире, а самым большим кирпичным мостом он остается и в наши дни.
Сам мост перекинут через большой овраг, по дну которого течёт небольшая река Гёльч. Максимальная высота виадука - 78 метров, длина — 574 метра, а ширина у основания — целых 23 метра. Сверху мост сужается, поскольку выстроен в виде такой "пирамидки" - выставленных друг на друга арок, соответственно нижняя всегда несколько шире и служит опорой для верхней арки.
Всего таким образов выстроено четыре яруса, а весь мост имеет 29 пролётов, часть из которых, конечно, имеет меньше четырёх этажей - те, что ближе к краям оврага. По центру можно видеть самую широкую арку - под ней собственно и протекает река.
В рассказе о Гёльчтальбрюкке очень много занимательных цифр - скажем, при строительстве моста Гёльчтальбрюкке было использовано более 26 миллионов кирпичей. С кирпичами - отдельная интересная тема. Так считается, что кирпич в качестве строительного материала был выбран из соображений типичной немецкой прагматичности. Просто в этом районе много суглинка, соответственно легко и недорого добывать глину и делать кирпичи.
В итоге вдоль строящейся железной дороги развернулась ещё стройка - заводов для изготовления кирпичей, которых тут в итоге "на благо великой стройки" работало около 20 штук. За период строительства виадука и железной дороги с этих конвейеров сошло 27 миллионов кирпичей, а расходовалось около 50 тысяч кирпичей в день.
Интересна предыстория - когда Саксоно-Баварская железнодорожная компания объявила конкурс на архитектурный проект. 27 января 1845 года в немецких газетах появилось объявление об этом - сообщалось, что победитель получит 1000 талеров. Конкурс был попыткой компании сэкономить, но в итоге победитель не был определён, а приз разделили на четырёх конкурсантов, чьи идеи посчитали лучшими. Хотя в итоге ничего их предложенного использовано во время строительства не было.
В итоге проект пришлось разрабатывать председателю комиссии, которая оценивала конкурс - профессору Иоганну Андреасу Шуберту. Его имя теперь и значится в качестве автора Гёльчтальбрюкке. Считается, что поскольку никто из конкурсантов не смог точно рассчитать и доказать, что их проект сможет выдержать нужную нагрузку, он вынужден был сделать это сам.
Кстати, ту самую широкую центральную арку пришлось придумать позже, уже после начала работ. Выяснилось, что почва держит хуже, чем в расчётах - и у самой реки было решено построить вот такую большую арку. Её проект разрабатывался отдельно - инженером Робертом Вильке. Но в итоге именно эта вынужденная мера и сделала внешний вид Гёльтцштальского моста столь узнаваемым и даже легендарным.
Если материал вас заинтересовал, ставьте лайк или подписывайтесь на канал - это позволит алгоритму "Дзена" показывать вам чаще наши публикации и публикации каналов, которые пишут на те же темы!