Найти в Дзене
Мир размышлений

Красивый сюрреализм современного художника. Сюрреализм в литературе, живописи, фотографии, музыке, кино, театре

Хочется начать историю о сюрреализме с талантливого современного художника Владимира Куша. Он сам характеризует свой стиль как "метафорический реализм", изображая "переносное значение" реальности.
«Работая над созданием этих картин, я впервые открыл для себя язык, который понятен многим людям. Я не лицемерил. Я рисовал не просто милые, сентиментальные картинки, а пытался выразить нечто

Хочется начать историю о сюрреализме с талантливого современного художника Владимира Куша. Он сам характеризует свой стиль как "метафорический реализм", изображая "переносное значение" реальности.

«Работая над созданием этих картин, я впервые открыл для себя язык, который понятен многим людям. Я не лицемерил. Я рисовал не просто милые, сентиментальные картинки, а пытался выразить нечто воспринимаемое и понятное многим, нечто, что оставляло бы тёплый след в душе» - Владимир Куш.

Владимир Куш родился в г. Москва в 1965 году. С детства увлечён живописью, учился в художественной школе.

На показе картин в немецком городе Кобурге, состоявшемся в 1990 году, практически все выставленные работы Владимира были распроданы.

В 1993 году предприниматель из Франции по достоинству оценил работы Куша и организовал выставку в Гонконге, которая имело ошеломительный успех. Он провел еще один показ картин в 1995 году, который также произвел фурор. Подробнее можно почитать на сайте: https://curious-world.ru/art/khudozhniki/item/783-khudozhnik-vladimir-kush

Сайт художника: https://kushfineart.com/

Можно посмотреть также его Instagram: https://www.instagram.com/kushfineart/

Работа художника, выложенная недавно.

К самим картинам. Сильно впечатлила меня серия кораблей:

Дикая природа Ла-Манчи
Дикая природа Ла-Манчи
Музыка леса
Музыка леса

Пожалуй, это чуть ли не единственный из художников, чьи сюрреалистичные картины мне нравятся.

Сюрреализм (сверхреализм) — направление в искусстве эпохи модернизма, сформировавшееся примерно в 1920-м году во Франции. Выходит, что в этом году сюрреализму 100 лет...

Зародился в атмосфере разочарования, доминирующего тогда во французском обществе после Первой мировой войны. Сюрреализм принял форму протеста против культурных, социальных и политических ценностей. И вслед за экспрессионизмом, кубизмом и футуризмом начал осуществлять поиск новой реальности через бессознательное, черпая идеи в личностно-чувственной сфере субъективности.

Дадаизм и метафизическая живопись во многом стали предтечей для появления сюрреализма. Сейчас уже эти три направления мало отличимы друг от друга и условно считаются сюрреализмом.

Основоположником сюрреализма считается французский писатель и поэт Андре Бретон. Будучи студентом-медиком, он интересовался психоанализом З. Фреда, в частности, методом свободных ассоциаций. В 1919 году появился роман (первый сюрреалистический роман) Бретона «Магнитные поля», совместно с Филиппом Супо. Главным средством выражения сюрреализма Андре Бретон провозглашает “автоматическое письмо”, термин, восходящий к понятию “автоматизм” в психиатрии, в парапсихологии и спиритизме и аналогичный методу “свободных ассоциации”. Первое поэтическое произведение автоматического письма, “Магнитные поля” было результатом записывания ассоциации, “мыслей” со скоростью, с которой они приходили в голову. Бретон также говорил, что “автоматическое письмо... это настоящая фотография мысли”.

Андре Бретон, Филипп Супо
"Магнитные поля"
Зеркало без зеркала
"Мы – пленники капель воды, бесконечно простейшие организмы. Бесшумно мы кружим по городам, завораживающие афиши больше не трогают нас. К чему эти великие и хрупкие всплески энтузиазма, высохшие подскоки радости? Мы не ведаем ничего, кроме мёртвых звезд, мы заглядываем в лица людей и вздыхаем от удовольствия. У нас во рту сухо, как в затерянной пустыне; наши глаза блуждают без цели, без надежды. Нам остались только кафе, мы собираемся здесь вместе: пить освежающие зелья, разбавленные алкоголи за столиками, липкими, как тротуары, на которые пали наши вчерашние мёртвые тени.
Временами ветер обнимает нас большими холодными ладонями и привязывает к деревьям, что вырезало солнце. Мы смеёмся стройным хором, распеваем песни, и никто в отдельности уже не знает, как бьётся его сердце. Лихорадка отпускает нас".
Ссылка на литмир (текст романа)

В 1924 г. Бретон создает группу сюрреалистов и публикует первый «Манифест сюрреализма» (по ссылке).

В “Манифесте Сюрреализма” Бретон дает каноническое определение сюрреализма: Сюрреализм “Чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или любым другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений... Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность определяемых ассоциативных форм, которыми до него пренебрегали, на вере во всемогущество грез, в бескорыстную игру мысли. Он стремится бесповоротно разрушить все иные психические механизмы и занять их место при решении глобальных проблем жизни”.

В 1924 выходит первый номер журнала «Сюрреалистическая революция». В течение пяти лет журнал служил средством для распространения идей сюрреализма относительно литературы, изобразительных искусств и политики. Последний номер вышел в декабре 1929. В следующем году был основан новый журнал — «Сюрреализм на службе революции».

Сайт с содержанием журналов - http://ubu.com/historical/surrealism/index.html
Сайт с содержанием журналов - http://ubu.com/historical/surrealism/index.html

Наибольшего расцвета, в сфере сюрреалистической словесности, достигла поэзия (П. Элюар, Л. Арагон, Ж. Превер, А. Арто, Р. Шар, Р. Деснос, Ф. Супо, Г. Лука, О. Пас, В. Незвал, М. Ристич, Т. Деми, Ф.Гарсиа Лорка и др.).

Поль Элюар — французский поэт, выпустивший более сотни поэтических сборников. Его первая жена Гала ушла от него к Сальвадору Дали.

"СЛОВА НАПИСАННЫЕ КИСТЬЮ
Затерянный сад
Портрет
Панорама (I-VIII)
"Лодка и запах лимона..."
"Деревянная глотка..."
"В дрожащих ладонях..."
"Кто она..."
"Я умоляю вас..."
"Она себе платье скроила..."
"Я от края до края..."
"Уменьшались в лазури..."
Слова написанные кистью
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БЕДНЯКА
Мрак января
Итог
Плохое слово
Последнее письмо
Еще дальше"
Lib.ru

В сфере изобразительного искусства сюрреализм начал свой путь с выставки 1913 года, где Марсель Дюшан (теоретик искусства, стоявший у истоков дадаизма и сюрреализма), представил на художественной выставке велосипедное колесо в качестве произведения искусства.

Колесо велосипеда, 1913. Марсель Дюшан. (https://artchive.ru)
Колесо велосипеда, 1913. Марсель Дюшан. (https://artchive.ru)

Данный эпизод положил начало жанру "ready-made"( “готовый объект”, 1915), активно практикуемому в сюрреализме и преобразовавшийся, впоследствии, в “сюрреалистический объект”, который может быть и готовым, и составленным из готовых частей.

Наибольший расцвет в сюрреалистической живописи в творчестве — П. Клее, П. Руа, В. Лам, Л. Кэррингтон, Ж. Миро, Г. Белмер, К. Труй, Д. Таннинг, М.В. Сванберг, Ж. Зима, Р. Пенроуз, Ф. Кало, Р. Варо, Р. Тамайо, А. Горки, Л. Фини, П. Дельво и др.

Пауль Клее

Французский художник Пьер Руа. Натюрморт с бутылками и бретонскими шляпками (1924)

"В начале своего творческого пути Руа находился под влиянием фовизма, приблизительно к 1920 году присоединился к сюрреалистскому движению. Многие его известные работы относятся именно к этому времени. В 1925 году он принял участие в первой выставке сюрреалистов вместе с Джорджо де Кирико, Максом Эрнстом и Пабло Пикассо, а в 1926 году провёл свою первую персональную выставку. 
Пьер Руа считается «отцом-основателем» магического реализма. Творчество Руа было весьма популярно в США, где он провёл многочисленные выставки своих работ. Ряд графических работ Руа украшали титульные листы известных американских журналов по искусству и журналов моды".
"В начале своего творческого пути Руа находился под влиянием фовизма, приблизительно к 1920 году присоединился к сюрреалистскому движению. Многие его известные работы относятся именно к этому времени. В 1925 году он принял участие в первой выставке сюрреалистов вместе с Джорджо де Кирико, Максом Эрнстом и Пабло Пикассо, а в 1926 году провёл свою первую персональную выставку. Пьер Руа считается «отцом-основателем» магического реализма. Творчество Руа было весьма популярно в США, где он провёл многочисленные выставки своих работ. Ряд графических работ Руа украшали титульные листы известных американских журналов по искусству и журналов моды".

В статье "Метафизическая живопись и магический реализм" можно посмотреть работы Джорджо де Кирико и Пьера Руа в указанных направлениях.

Самый известный сюрреалистический прием в живописи — “паранойя-критический метод” Сальвадора Дали, замышлявший его как: “Спонтанный метод иррационального познания, основанный на критической и систематической объективизации бредовых ассоциаций и интерпретаций”. Дали называл процесс воплощения паранойя-критического метода “фотографией вручную”.

В стиле сюрреализм работал и Пабло Пикассо (испанский и французский художник, скульптор, график, театральный художник, керамист и дизайнер. Стетья о его творческом пути по ссылке: Живопись Пикассо).

Музыкальное творчество сюрреализма возникло вслед за остальными видами искусства. Начало музыкального сюрреализма или музыки сверхреальности было положено братом создателя метафизической живописи, и её представителем в том числе — Альберто Савинио.

Запись композиций в альбоме: Savinio: Les Chants de la mi-mort & Album 1914. Трек Amite - Tragedie.

Дебют случился на парижском радио в виде радио-концерта "Концерт шумов" Пьера Шеффера.

Пьер Анри Мари Шеффер — французский композитор, инженер, музыкальный писатель. Первопроходец в области конкретной музыки.

Конкретная музыка, собирая звуки, создает звуковые произведения, звуковые структуры, но не музыку. Мы не должны называть музыкой вещи, которые являются просто звуковыми структурами […] Я боролся, как демон, в течение всех лет открытий и исследований в конкретной музыке; я боролся против электронной музыки, для которой типичен другой — системный — подход, в то время как я предпочитал экспериментальный, работая со звуком непосредственно, эмпирически. Но в то же самое время, защищая музыку, над которой работал, я сам ужасался тому, что делал. Я чувствовал себя страшно виноватым. Я был счастлив, когда преодолевал большие трудности, — мои первые трудности с пластинками, когда работал над «Симфонией для одного человека», мои первые трудности с магнитофонами, когда делал «Этюды с объектами» — это было хорошо. Не то чтобы я отрицал все, что делал. Но каждый раз мне приходилось испытывать разочарование, поскольку я не мог добраться до музыки — того, что я называю музыкой. Я считаю себя исследователем, ищущим путь на крайнем севере, но я не смог его найти… — Из интервью Пьера Шеффера (1987)
"В Париже Шеффер проводил свои знаменитые эксперименты с различными звуками, видеоматериалами и техническими устройствами. В 1950 г. сотрудничестве с Пьером Анри написал «Симфонию для одного человека» (фр. Symphonie pour un homme seul), которая считается хрестоматийным примером конкретной музыки".

Лучано Берио — итальянский композитор. Для творчества Берио характерны авангардные поиски новой акустической среды и музыкальной текстуры, использование серийной техники, электронной музыки.

Джон Кейдж — американский композитор, философ, поэт, музыковед, художник. Первооткрыватель в области алеаторики, электронной музыки и нестандартного использования музыкальных инструментов.

О перфомансе Кейджа можно почитать в статье: о перфомансе Джона Кейджа.

Пьер Булез — французский композитор и дирижёр. На протяжении многих лет являлся одним из лидеров французского музыкального авангарда. Композитор экспериментировал с электронной, конкретной и микрохроматической музыкой.

Карлхайнц Штокхаузен — немецкий композитор, дирижёр, музыкальный теоретик. Один из крупнейших новаторов музыки второй половины XX века.

Если о конкретной музыке можно говорить как о музыкальном направлении сюрреализма, то одними из методов создания сюр. музыки является — алеаторика (течение в музыке, провозглашающее принцип случайности главным формирующим началом в процессе творчества и исполнительства), и брюитизм — шумовая музыка (рёв, громыхание, взрывы, рык, удары, гул, свист, шипение, пыхтение, шёпот, бормотание, ворчание, бурчание, визг, скрип, шорох, жужжание, хруст, звуки от трения, шум от удара по металлам, дереву, коже, камням, голоса животных и людей, крики, визги, вопли, стенания, улюлюканье, вой, хрип, рыдание).

Фотография оказывается сюрреалистическим искусством преимущественно благодаря гибкости своих изобразительных возможностей.

Ман Рей (французский и американский художник, фотограф и кинорежиссёр, представитель сюрреалистической фотографии) изобретает в нач. 20-х гг. метод фотографирования “без объектива”, раскладывая на фотобумаге самые обыкновенные предметы. После проявления они обретали фантастический вид, несмотря на узнаваемость их контуров. Фотография воспринимается сюрреализмом как искусство, концентрирующее в себе присущую непосредственность.

Фотография Ман Рея "Черное и белое", 1926
Фотография Ман Рея "Черное и белое", 1926

Фотография может становиться частью коллажа — живописного, скульптурного или текстового (напр., использование фотографий Ж.А. Буаффара в романах А. Бретона).

Жак-Андре Буаффар

Танцовщица, обнаженная танцует под водой. (https://www.lemonde.fr)
Танцовщица, обнаженная танцует под водой. (https://www.lemonde.fr)

Развитие кинематографа 20 века не стало исключением для сюрреализма. Идеи создания сюрреалистического кино и их создание выразились в творчестве Ж. Кокто, А. Мишо, Ж. Ренуара, Л. Малля, Р. Поланского, И. Бергмана, А. Хичкока, Э. Дювивье, Ж. Годара и др.

Фильм Ман Рея "Морская звезда" 1928 год. Также принимал участие Жак-Андре Буаффар. В фильме применялись съемки через искажённое стекло.

Фильм рассказывает о страхах мужчины по отношению к женщине, чьею красотой он привлечён.

По ссылке фильм с русскими субтитрами "Москино": https://vimeo.com/423196664

Знаковые сюрреалистические фильмы:

  1. Ф. Пикабиа, Р. Клер "Антракт" (1924).
  2. Ж. Дюлак (по сценарию А. Арто) "Раковина и священник" (1928).
  3. Р. Деснос, М. Рей "Морская звезда, стихотворение Робера Десноса, каким его увидел Мэн Рей" (1928),
  4. Л. Бунюэль, С. Дали "Андалузский пёс" (1928),
  5. Л. Бунюэль, С. Дали "Золотой Век" (1930).

Сюрреалисты писали и ставили драмы (Бретон, Супо, Пере, Арагон, Ж. Унье, Ж. Неве, Р. Деснос, А. Арто, Р. Витрак, Ж. Грак, Д. Мансур, Ж. Шеаде, Р. Ивчик, Р. Бенайун, Л. Кэррингтон и др.), предвосхищая во многом “театр абсурда” 50-х гг.

"Театр абсурда, или драма абсурда, — абсурдистское направление в западноевропейской драматургии и театре, возникшее в начале 1950-х годов, во французском театральном искусстве".

Сюрреалисты не создали своего театра, однако Р. Витрак (французский драматург и поэт, сюрреалист) и А. Арто (французский писатель, поэт, драматург, актёр театра и кино, художник, киносценарист, режиссёр и теоретик театра, новатор театрального языка, посвятивший жизнь и творчество вопросу о новом обосновании искусства, его места в мире и права на существование) предприняли в 1926-30 попытку организации собственного театра —“Театр Альфред-Жарри”.

"Театральные условности отжили свое. Оставаясь верными себе, мы не можем принять театр, который по-прежнему обманывал бы нас. Нам нужно верить в то, что мы видим. Спектакль, который повторяется из вечера в вечер, согласно все тому же неизменному ритуалу, более не заслуживает нашего одобрения. Нам нужно, чтобы спектакль, который мы смотрим, был единственным в своем роде, чтобы он казался нам столь же непредсказуемым и столь же неповторимым, как и любой жизненный акт, как любое событие, определенное известными обстоятельствами...
Мы представляем себе театр как настоящую магическую операцию. Мы рассчитываем не на зрительское восприятие, не на простое волнение души; мы хотим вызвать прежде всего определенную психологическую эмоцию, которая могла бы обнажить самые тайные побуждения сердца. Мы не считаем, что жизнь стоит показывать такой, как она есть, мы не думаем, что стоит делать какие-то попытки в этом направлении...
Что нам кажется по существу неудобным в театре и, главное, по существу разрушительным, так это именно то, что отличает театральное искусство от искусства живописи и литературы, тот ненавистный и обременительный реквизит, который превращает написанную пьесу в спектакль, вместо того чтобы оставить ее в пределах слов, образов и абстракций" — Манифест театра "Альфред-Жарри”. http://www.libma.ru/kulturologija/teatr_i_ego_dvoinik/p5.php#metkadoc4

ПРОГРАММА СЕЗОНА 1926–1927 ГОДОВ.

Первый спектакль будет дан 15 января 1927 года в 15 часов на сцене Вьё-Коломбье. В него войдут:

1. «Боязнь Любви». Диалог Альфреда Жарри (первое представление).

2. «Старец гор». Схематическая пьеса Альфреда Жарри в пяти актах (первое представление).

3. «Таинства Любви». Пьеса Роже Витрака в трех актах (первое представление).

Витрак и Арто столкнулись с огромным количеством трудностей, часть которых оказалась непреодолима и привела к закрытию их театра. Но эта реализованная, пусть и недолго, попытка повлияла на Арто, создавшего в 30-е гг. теорию “театра жестокости”, изложенную в сборнике “Театр и его двойник” (1938). (Электронная книга).

Некоторые мысли из книги Арто:

Во всяком спектакле должен быть объективный материальный элемент, доступный восприятию всех. Крики, стоны, видения, сюрпризы, театральные трюки разного рода, магическая красота костюмов, сделанных по ритуальным моделям, завораживающая красота голоса, обаяние гармонии, редкие музыкальные ноты, цвет предметов, физический ритм движений, crescendo и decrescendo которых созвучно ритму привычных жестов, появление новых удивительных предметов, маски, манекены высотой в несколько метров, резкие перемены освещения, физическое воздействие света, вызывающее тепло и холод, и т. п.
Именно режиссура, в которой надо видеть не только степень преломления текста, но и отправной момент театрального творчества вообще, сможет создать типический театральный язык (langage type du théâtre). В овладении этим языком исчезнет былое двоевластие автора и режиссера, на смену им придет некий единый Творец, на которого падет двойная ответственность за спектакль и за развитие действия.
Дело не в том, чтобы, убрать со сцены разговорную речь, а в том, чтобы сообщить словам примерно то значение, какое они имеют в сновидениях. Надо найти новые средства обозначения этого языка, что-то похожее на музыкальную транскрипцию или на тот или иной способ шифровки. При обозначении обычных предметов или человеческого тела, поднятых до уровня знаков, можно, видимо, ориентироваться на изображения иероглифов, не столько ради того, что их можно читать и воспроизводить сколько угодно, но для того, чтобы, вывести на сцену точные и мгновенно распознаваемые символы. Такой шифрованный язык или музыкальная транскрипция может стать прекрасным средством транскрипции голоса...Кроме того, есть еще конкретная музыка, где звуки появляются как персонажи, где гармонии разорваны пополам и теряются в точных перебивках слов. От одного средства выражения к другому протягиваются связи и соответствия, и все, даже освещение, может получить определенный интеллектуальный смысл.
Мы не станем играть литературных пьес, мы попробуем осуществить прямую постановку известных сюжетов, событий и произведений. Характер и само расположение зала требует зрелища, и для нас не может быть закрытой темы, сколь бы она ни была широка.
Актер — это самый важный элемент, так как, от эффективности его игры зависит успех спектакля, и одновременно элемент пассивный и нейтральный, поскольку ему строго отказано во всякой личной инициативе. Есть, однако, области, где он не соблюдает столь строгих правил, и между актером, от которого требуют просто воспроизвести рыдания, и актером, который должен произнести речь со всеми признаками внутренней убежденности, лежит целая пропасть, отделяющая человека от инструмента

Своими мыслями Арто открыл новые горизонты для театра 20 века, в частности, Д. Бэка с его “Living Theatre”, для театра Е. Гротовского, Э. Барба, П. Брука, А. Мнушкиной и пр.

"Термин жестокость в системе Арто имеет значение, принципиально отличное от бытового, по Арто, жестокость — осознанное подчинение необходимости, направленное на разрушение индивидуальности. В понимании Арто, жестокость — это акт творения. Арто стремится к реализации катарсиса Аристотеля. По Арто, на сцене идёт реальное проживание событий, но не первичное, а вторичное, воссоздаваемое по воспоминаниям. К этому процессу посредством коллективного бессознательного приобщаются все присутствующие в зале, становясь не зрителями, но соучастниками".

Ну чтож. Время итога для этой большой статьи и множеству мыслей. Сюрреализм оказался огромным культурным пластом 20 века. Возникнув в 1920, развиваясь вплоть до конца 20 века, он преуспевает и цветет и сейчас. Во многом являясь одним из главных, ведущих стилей эпохи постмодернизма.

Проявив исключительную плодовитость в различных искусствах и став и для искусства, и для массовой культуры 20 в. (особенно в сфере рекламы) богатейшей традицией, оказал также значительное влияние на развитие гуманитарной мысли, на структуралистский психоанализ, различные направления, связанные с психоанализом, антипсихоанализ, структурализм и постструктурализм, феноменологию воображения, философское творчество.

Спасибо всем кто читает эту строчку и смог вынести весь этот сюр... :)

Источники: Энциклопедия Культурологии, Музыкальная энциклопедия, Википедия, Вики-арт, https://www.achugunov.com, Яндекс. Музыка, Гугл.Картинки