Опасная болезнь косточковых обычно проявляется ещё при цветении сада. Недаром есть выражение - монилиальный ожог. Цветы выглядят, как будто их подпалили и погибают. Тонкие веточки тоже сохнут, листья так и не распускаются, повсюду висят жёлтые капли камеди. У меня ничего подобного нет уже несколько лет, благодаря усердному опрыскиванию в соответствующие сроки.
Но вот после того, как старая черешня отплодоносила, половина крупных ветвей сбросила листья. Я считал, что они просто истощены обильным урожаем и недостатком влаги в почве в этом году. Но пару дней назад, более внимательно приглядившесь, я увидел трагическую картину:
Кора толстой скелетной ветки испещрена выступившими каплями камеди. Если такие точки единичны, то острым ножом срезают кору в этом месте и вырезают больную древесину, ставшую коричневой, до здоровой белой. Потом всё натирается листьями щавеля и покрывается садовым варом. Со временем эта ранка зарастает. Я сам так делал неоднократно на персиках и абрикосе.
Но когда это явление столь массово - всю кору не посрезаешь. Резать к чёртовой матери, не дожидаясь перитонита (с)! Ибо болячка двигается вниз по ветке и в итоге зараза распространяется всё дальше.
Так что я вооружился садовой пилой, и произвёл ампутацию до здоровых участков:
Срезанные больные ветки будут порублены и сожжены
И это ещё не всё, в понедельник с утра продолжу. В принципе, я и так собирался снижать крону и омолаживать 30-летнее дерево. Пеньки специально оставил повыше. Надеюсь, что у их основания пробудятся спящие почки. Потом пеньки можно будет удалить полностью.Срезы тщательно покрыл садовым варом:
Это было вчера вечером. Как раз давали воду и норма подачи всё меньше. Воды едва хватило наполнить две ёмкости, хотя обычно заливались все три и ещё можно было слить немного под какое-нибудь дерево. За ночь хлорка должна выдохнуться и в понедельник с утра буду поливать зизифусы и кизил. На молодых черешнях и черевишне после обильного полива процесс пожелтения листьев остановился.