Почему дизель и бензин? Да потому что это самые мощные V12 двигатели двух концернов. V12 TDI - самый мощный дизельный V12 для легковых(!) автомобилей в мире. N74B66 - самый мощный V12 у концерна BMW. Слегка режет слух, когда сравнивая моторы мы называем индекс N74B66, а мотор концерна VW называем лишь V12 TDI. Дело в том, что официально VW не дал индекса своему битурбо дизелю V12. Почему? Да просто потому, что он такой один! Есть неподтвержденные данные, что заводской индекс у этого мотора - BTE, но так как данные эти не подтверждены, мы продолжим называть его V12 TDI, и вряд ли внесем этим какую-либо путаницу.
Устройство, мощность и технологии немецких V12
N74B66 V12 6.6 Twin Turbo - это алюминиевый блок цилиндров с 4 клапанами на цилиндре, с турбинным нагнетателем и инжекторной системой подачи топлива с распределенным непосредственным впрыском. Объем двигателя составляет 6592 кубических сантиметров. Для минимизации шума в агрегат встроены двойные генераторы с водяным охлаждением, кроме того один из них спроектирован только для стартовой батареи. Применены турбины Garrett GT2260S. Применен двухступенчатый вакуумный топливный насос. Механизм газораспределения Double-VANOS, зубчатые роликовые цепи ГРМ.
Механизм непосредственного впрыска, а именно струйный впрыск, дает большую возможность для увеличения количества впрыскиваемого горючего, длительности впрыска и для распространения смеси в камере сгорания.
Всё это даёт N74B66 возможность развивать следующие мощностные характеристики:
V12 TDI имеет необычный угол развала цилиндров, не 90, как обычно, а 60 градусов, сделано это для оптимизации плавности работы и уменьшения вибраций мотора. Ход поршня у мотора 91,4 мм при диаметре в 83,0 мм что обеспечивает ему объем в 5 934 см3.
Блок цилиндров двигателя V12 TDI выполнен из чугуна с вермикулярным графитом — этот высокотехнологичный материал под названием GJV-450 уже использовался при производстве других V-образных двигателей концерна. Коленчатый вал, выкованный из легированной хромом и молибденом стали, устанавливается в очень жесткую постель, отлитую из чугуна с шаровидным графитом. Разъёмы крышек кованых шатунов изготовлены методом разлома, алюминиевые поршни тоже изготавливаются ковкой. ГРМ алюминиевая, обладает мощным цепным приводом, двухплунжерных ТНВД обеспечивают в топливных магистралях давление до 2 000 бар.
Так чей же мотор лучше?
Оба двигателя удивительны. Оба - венец творения V-образных моторов двух концернов. N74B66 получился мощнее за счет большего объема и чуть более производительных турбонагнетателей, но V12 TDI дарит непревзойденное ощущение дизельной тяги с самых низких оборотов мотора. Очень сложно отдать тому или иному агрегату пальму первенства. Дорогие читатели, прошу это сделать вас. Выразите свое мнение по поводу этих шедевральных двигателей в комментариях под статьей.