Продолжаем серию коротких статей про шоссейный велоспорт, в этот раз поговорим о горах. «Лучше гор [первой категории] могут быть только горы [высшей категории]», — думаю, именно так хотел сказать Владимир Семенович Высоцкий. Поехали!
Градиент
Если вы уже посмотрели трансляцию или запись групповой стадии, то могли заметить, что в правом углу иногда появляется информационная табличка с процентами.
Эта цифра характеризует градиент дороги, если вы автолюбитель, то могли видеть значения градиента на дорожном знаке 1.14 «Крутой подъём».
Математически градиент рассчитывается как тангенс угла между величиной подъёма склона и горизонталью, умноженный на 100%.
На велофорумах вы можете найти и что это арктангенс, и что это синус, но как и геодезический уклон это всё же тангенс.
Если простыми словами, то если за 100 метров по карте дорога стала на 12 метров выше, то градиент составит 12%. Знак «%» читается как «сотых», а не как «процент», например, «12%» = «градиент 12 сотых».
У нескольких участков разной длины может быть одинаковый градиент, например 40 метров подъема на 1 км — это градиент 4%, и 200 метров на 5 км — это тоже 4%. Чем больше градиент и чем длиннее участок, тем сложнее он для преодоления.
Профиль трассы
Профилем трассы называют диаграмму, где по оси X (слева-направо) расстояние от старта до финиша, а по оси Y (снизу вверх) — высота участка на соответствующем километре. Как бы маршрут в разрезе. Вот пример на сайте Eurosport.
На профиле, как правило, отмечают горные вершины, а в отметке указывают цифру от 1 до 4 или аббревиатуру HC (Hors catégorie). Это отметки категорий подъемов: 4 категория считается самой простой, 3 сложнее, и так до 1, а HC — это всё, что сложнее первой категории. Категория рассчитывается исходя из градиента подъема и его протяженности. В цифрах это выглядит так:
- 4 категория: участок длинной 2 км с градиентом 6% или участок 4 км с градиентом 4%;
- 3 категория: участок длинной 2-3 км и градиентом 8% или участок 2-4 км и градиентом 6%;
- 2 категория: участок длинной 5-9 км c градиентом 5-7% или 10 км с градиентом 3-5%;
- 1 категория: участок длинной 5-10 км с градиентом 8% или 10-15 км с градиентом 6%;
- Высшая категория (HC): остальные участки длиннее и круче первой категории.
Иногда организаторы могут оценить какой-нибудь очень крутой (например 14%), но короткий отрезок маршрута и присвоить ему категорию по своем усмотрению, например третью.
Гороховая майка
За преодоление подъемов разной категории спортсменам начисляются очки горной классификации. Принцип начисления хорошо объясняет табличка в Википедии.
На сайте Евроспорта в разделе со статистикой есть вкладка «Горы», в которой можно посмотреть, кто из гонщиков сколько очков заработал.
Гонщик, который лидирует в горной классификации носит на трассе форму не в цветах своей команды, а специальную гороховую майку (белая джерси в красны горох).
Ну и, собственно, денежная сторона вопроса:
- 300 евро — ежедневный гонорар обладателя гороховой майки;
- 25 000 евро — приз окончательному победителю горной классификации.
С горам на сегодня всё. Коротко, чтоб вы не устали.
Смотрите шоссейные велогонки, вникайте в тему — это очень интересно! Календарь гонок можно посмотреть тут.
Если вам понравился материал или он просто был вам полезен, ставьте «Палец вверх» или подписывайтесь на этот канал @velogorod.
Серия статей для тех, кто первый раз смотрит Тур де Франс:
1. Генеральная классификация
2. Градиент, категории, гороховая майка <-- Вы тут.
3. Очки и зелёная майка